Путешествие из Пекина в Париж
Арно Жибо, эксперт по страхованию зданий от пожаров и наводнений и коллекционер, увлекающийся Китаем, в 1991 году на аукционе в Друо купил лот под названием «Hегативы. Китай, Сибирь, конец 19 века».
Лот был малопривлекательным для антикваров: автор 60 негативов был неизвестен, поэтому оценили его невысоко, всего в 50 франков. «Я посмотрел содержимое коробки, и мне показалось, что там действительно нет ничего интересного, тогда я задвинул её в шкаф и забыл об этой покупке», – рассказывает сам Арно Жибо. Далее история разворачивалась как приключенческий роман. Спустя несколько лет Арно Жибо, путешествуя по Туве, встретил в Кызыле Патрисию Шишманову, знатока Сибири и фотографа. Вот тут Арно и вспомнил про коробку с негативами. Патрисия предложила привезти несколько фотографий, но встречу назначила в Томске. Приехав в Париж, Арно разыскал специализированную лабораторию, в которой ему напечатали с негативов около 20 фотографий.
Выставка фотографий французского путешественника XIX века Шарля Вапро «Пекин – Амур – Париж» проходит в эти дни в Иркутске в усадьбе В.П. Сукачёва. Организаторы выставки – Французский культурный центр в Москве при участии «Альянс Франсез» в Иркутске и Арно Жибо при партнёрстве компании ТNТ.
Для сотрудников усадьбы Сукачёва было важно, чтобы выставка открылась именно в их музее. «Фотографии отпечатаны с подлинных негативов, к тому же это эпоха, связанная с Владимиром Платоновичем Сукачёвым по времени. Он жил именно в те годы, когда Шарль Вапро проезжал через Иркутск, – рассказывает Наталья Гончаренко, заведующая отделом музея «Усадьба В.П. Сукачёва». – Нам было интересно видеть эти фотографии, эти интерьеры, лица, одежду людей, потому что мы работаем над восстановлением в усадьбе духа эпохи. Мне было приятно, например, увидеть на одной из фотографий интерьер жилища в Нерчинске. Дело в том, что, воссоздавая исторический зимний сад в усадьбе, который был при Сукачёве, мы испытали трудности в подборе растений. Например, сомневались, был ли в жилищах филодендрон, то есть обыкновенная лиана, которую можно встретить сегодня в домах иркутян. Не было уверенности, что её выращивали в прошлом веке, а тут – реальное подтверждение».
– Когда в Томске мы с Патрисией стали смотреть эти чёрно-белые снимки, были просто поражены! – рассказывает Арно Жибо. – Среди фотографий мы увидели старую томскую церковь, которая была уничтожена в советское время. Патриция сказала: «Слушай, это интересно!».
Шишманова забрала фотографии и попросила Арно проявить оставшиеся. Уже в Париже, внимательно разглядывая снимки, Патрисия среди пейзажей и жанровых картинок заметила, что на некоторых фотографиях встречаются женщина в шляпке и бородатый мужчина. Удивительное совпадение: на её рабочем столе несколько месяцев пролежала брошюра, и наконец-то Патрисия решила её посмотреть. Перелистывая её, она обратила внимание на знакомое лицо бородача… Всё встало на свои места: бородачом был путешественник Шарль Вапро, который в 1892 году пересёк весь континент от Пекина до Парижа за 112 дней.
Сын Гюстава Вапро, автора Словаря современных деятелей мира, и родственник Франсиса Гарнье, исследователя реки Меконг, Шарль Вапро, воодушевлённый рассказами о странствиях своего родственника, отправился в путешествие на Восток. Вместе со своей женой Мари он посетил Японию, Корею, Владивосток, Сахалин и вышел к устью реки Амур, вдоль которой проехал от Николаевска до реки Шилки. После этого супруги пересекли Сибирь, побывав в Иркутске, Красноярске, Томске, Тобольске, Тюмени, а затем посетили Нижний Новгород, Казань, Москву и Санкт-Петербург. Из своей экспедиции Шарль Вапро привёз 150 негативов 18х24, которые спустя 100 лет купил на аукционе другой француз, влюблённый в Сибирь и Китай…
Выставка фотографий Шарля Вапро начала своё путешествие из Китая, побывала в городах Дальнего Востока и Сибири. Иркутяне с большим интересом рассматривают фотографии. Интересно всё: здания, пейзажи, одежда и лица людей… Кроме фотографий Шарля Вапро из путешествия от Пекина до Парижа на выставке представлены также снимки, сделанные во время его пребывания в Китае, а также фотографии Китайского павильона во время Всемирной выставки в 1900 году.
Эти фотографии как своеобразное вневременное окно, связь времён, которая состоялась благодаря тому, что Шарль Вапро сделал снимки, а Арно Жибо через сотню лет привёз их в Иркутск. «Здорово увидеть нашу страну на фотографиях XIX века. Но, глядя на нашу действительность, особенно на российские дороги, понимаешь, что не многое меняется… На фото всё выглядит примерно так же, как и в ХХI веке», – говорит один из посетителей выставки.