Путь чая в Сибирь
Чай у бурят — это сакральное действие, в какой-то степени напоминающее колдовство. Отказаться от чашки чая, предложенной в юрте, то же самое, что нанести оскорбление хозяину этой юрты.
Экскурсию по традициям сибирского чаепития продолжает кандидат исторических наук Владимир Титов.
Чаепитие у бурят
Чаепитие у бурят несколько отличается от точно таких же традиций у русских крестьян. Чай у бурят — это сакральное действие, в какой-то степени напоминающее колдовство. Отказаться от чашки чая, предложенной в юрте, то же самое, что нанести оскорбление хозяину этой юрты. Помимо традиционного кирпичного чая, буряты употребляли для приготовления раствора специальные травы.
Так, в Сибири очень популярен чай с местной байкальской травой – чабрецом (он же богородская трава). Чабрец помогает от простудных заболеваний, является отличной профилактикой от гриппа и других вирусных заболеваний. У бурят чабрец считается священной травой, которой они окуривают все помещения, изгоняя таким образом злых духов. Когда в бурятской семье рождается младенец, то его в течение трех суток не дают матери — все это время он находится в помещении, которое окуривают чабрецом.
Очень многие в Сибири, и особенно в среде бурят, пили чай с молоком. Вкусовые качества молока, передающиеся напитку, повышаются, вероятно, под влиянием двух причин: теплового воздействия кипятка и механического перемешивания. Для вкуса добавляют мед, кедровые орешки. Совершенно отдельный рецепт заваривания чая у бурят связан с травой саган-дали (Белое крыло). В большом количестве эта трава может вызвать паралич сердца или расстройство желудка, поэтому для заварки напитка достаточно двух – трех лепестков растения, которые заливают кипятком и настаивают в течение четверти часа. К чаю с саган-дали принято подавать ягоды.
Иркутские чаеторговцы
В Китае пить чай начали более 5700 лет назад. Есть сведения, что в 1567 г. казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае и описали ранее неизвестный напиток. Почти столетие спустя чай появляется на столе русского царя. Его привез посол Василий Старков. Тогда чай стоил очень дорого и был доступен не каждому. Но с развитием торговли дело поправилось.
В Сибири чай знали задолго до его появления в Европе. Проник он сюда из Монголии и постепенно распространился по всей России. Основным перевалочным пунктом по торговле чаем между Китаем и Европой стал русский город Кяхта. За два брикета чая выменивали шкуру соболя. Не редки были случаи подделок и контрабанды чая. Самый распространенный способ обмана: продажа «спитого» чая, т.е. бывшего в употреблении, высушенного, подкрашенного чернилами и проданного. Часто для увеличения веса в чай добавляли песок, металлические стружки и различные суррогаты.
Путь чая в Сибирь начинался с закупок сырья у производителей – китайских крестьян на месте. В XIX в. эту деятельность осуществляли русские купцы, среди наиболее выдающихся имен были сибиряки: Стариков – сын известного декабриста Н. Бестужева, Пономарев, Хаминов и Родионов.
Расцвет кяхтинской торговли чаем пришелся на конец XVIII – первую четверть XIX вв. В этот период товарооборот вырос на 90% и составил 16 миллионов в год. Средний доход чаеторговцев составлял 34 тысячи рублей. В торге чаем было задействовано более 1100 человек. Позже, когда пришло время торговать Родионову, Хаминову и Пономареву, иркутские купцы были вынуждены не столько торговать, сколько вникать в тонкости производства чая.
Так, в 1863 г. возникла чайная фирма Хаминова и Родионова, которая владела чайными плантациями близь города Ханькоу. В 1876 г. это предприятие приобрел у них другой иркутский купец Пономарев. Он сумел значительно расширить производство чая. Кроме плантаций он устроил три фабрики по производству плиточного и кирпичного чая. Магазины Пономарева имелись во всех крупных городах Сибири. Фирма «Пономарева и К» установила деловые отношения с Японией, Турцией и странами Европы. Купец Пономарев поставлял чай императрице России – жене императора Александра II.
Пономарев вошел в историю мирового чаепроизводства: он усовершенствовал технологию изготовления, транспортировки и хранения чая, изобретя производство прессованного плиточного чая.
Пономарев в совершенстве знал китайский язык и внутриполитическую обстановку в высших звеньях власти Поднебесной империи. Это обстоятельство позволило ему занимать пост вице-консула в Ханькоу и за свою деятельность быть удостоенным званием коммерции советника. Всего в истории Российской империи такого звания удостаивались только 5 человек, в том числе двое иркутян.
В Кяхте, на таможне, чай подвергали осмотру и оценке качества товара. Взвешивали. Затем брали савок – контрольный снаряд (железный остроконечный, похожий налом и частично пустой внутри) и пробивали упаковку, вытаскивая небольшое количество чая. Так узнавали, есть ли чай внутри, и какого он качества. Сотрудники таможни, занимавшиеся контрольной деятельностью по проверке чая, называли савошники. После подготовки чая к транспортировке они специальным методом помечали ящики. Если чай был байховым, то ставили буквы «Т.Н.», что означало «торговый неквадратный», если кирпичный – «К.Ч.» - «кирпичный черный».
Кроме савошников, были еще ширельные – люди, зашивавшие чай в кожу. Для этого использовались бычьи, конские и коровьи кожи, предварительно размоченные в воде. Специальный человек разрезал кожу на части и ремни. Остальные артельщики закладывали чай, предварительно упакованный в деревянный ящик – цибик (оплетенный камышом).
Савошники и ширельщики работали по 12, а то и более часов в сутки. Работали они в одноэтажных продолговатых избах с плохим освещением. От запаха кожи у людей часто кружилась голова, чайная пыль забивала глаза, нос и легкие. Тем не менее, желающих работать было всегда больше, чем рабочих мест в артелях. Зарплата в таких артелях была выше, чем в других доходных домах Кяхты и Иркутска. Порой рабочие в таких артелях проводили все свое свободное время и на сон и еду у них оставалось совсем немного, поэтому они располагались возле таганка, тут же готовили, тут же ложились спать, тут же знакомились со своими невестами. В случае своей женитьбы артельщики получали большое пособие.
Владимир Титов, зам. директора по науке АЭМ «Тальцы»