Духовная культура малых народов
Мы продолжаем публикацию очерков из серии «Затерянный мир Иркутской области». В очередном разделе речь пойдет о том, что уже достигнуто в сфере культуры коренными малыми народами Севера.
Эвенки
Развитие и сохранение культурных традиций у малочисленных народов Восточной Сибири двигалось с неизменным успехом и было овеяно энтузиазмом. Каждый год проходили смотры театральной и танцевальной самодеятельности. Обычно их старались приурочить к общесоветским праздникам: Новому году, 8 марта и 1 мая.
Особенно хорошо развивались культурно-массовые смотры в Эвенкийском округе. Там, начиная с конца 1950-х гг., проводились ежегодные конкурсы на лучшее произведение изобразительного и прикладного искусства, а в начале января 1967 г. был организован вокально-хореографический ансамбль эвенков - «Осиктакан» («Звездочка»). Тогда же из номеров окружного смотра художественной самодеятельности эвенки создали свою первую сюиту «Солнце Октября землю обогрело». В сюиту вошли песни и стихи местных авторов Алитета Немтушкина и Ксении Ворониной, а так же танцы «Олененок», «Охота на медведя», «Ехорье». Работа ансамбля была замечена в Москве, и Красноярская студия телевидения выпустила короткометражный документальный фильм «Мы из Эвенкии», рассказывающий об «Осиктакане» и самобытном фольклоре эвенков. В 1972 г. ансамбль поставил первую эвенкийскую музыкальную пьесу «Алтанэй», автор - директор окружного Дома народного творчества Ксения Ивановна Воронина. В 1974 г. ансамбль исполнил на открытии третьего всесоюзного фестиваля самодеятельных ансамблей танцы «Охотников с пальмами», «Игры и танцы оленеводов», чем завоевал симпатии зрителей и жури и стал дипломантом фестиваля. Коллектив «Осиктакан» много ездил по Союзу, выступал за рубежом, а в 1980 г. принял участие в проведении культурной программы Всемирных летних олимпийских игр.
В 1986 г. был создан еще один ансамбль эвенкийской песни «Улта» («Эхо»). Ансамбль исполнял только эвенкийские фольклорные песни, что позволило коллективу стать историко-фольклорно-этнографическим ансамблем, в репертуаре которого значились образцы старинных эвенкийских напевов, инсценировки эвенкийских легенд и сказаний.
Долганы
История танцевального коллектива долган начинается с 1968 г., когда была организована вокальная группа «Северянка». В последствии она превратилась в Таймырский ансамбль песни и танца «Хэйро». Название с долганского языка переводится как крик ликования человека, увидевшего восход солнца. После долгой полярной ночи оно величественно поднимается над тундрой. Это солнце неяркое, но все же дающее свет людям. Народный коллектив имел в репертуаре более 80 песен и хореографических постановок, передающих культуру и бытовой уклад долган, ненцев, нганасан, энцев и эвенков.
Первые гастроли, проведенные по стойбищам Таймыра, привели к шумному успеху. Новизной коллектива, который накануне празднования 40-летия Таймырского национального округа был переименован в «Хэйро», являлось то, что артисты не только исполняли номера, они поздравляли конкретных людей с их праздниками. Таким амплуа не мог похвастаться никто в СССР.
Тофалары
Долгое время фольклорное наследие Иркутской области оставалось незамеченным. Только в 1987 г. национальный ансамбль тофалар «Быстрый олень» был приглашен в Москву на выставку ВДНХ.
В 1991 г. силами местного историка и этнографа Михаила Ивановича Пугачева был создан «Этнографический центр Тофалария» в поселке Алыгджер.
Отдел культуры Нижнеудинской районной администрации восстановил такую традицию национальной этнической культуры, как проведение игр «Аргамчы ыры» («Арканные песни»). С начала 1990-х годов все население Тофаларии принимало в них участие, демонстрируя тофаларский фольклор, танцы, пляски, национальные костюмы и кулинарию.
Делегации поселков размещались в чумах на поляне для спортивных игрищ. В обязательном порядке все участники-мужчины соревновались в стрельбе из лука по мишеням, поднятии тяжелых камней и бросании их на ствол дерева, борьбе на кушаках и скачке на оленях. Соревнования шли по олимпийской схеме с выбыванием проигравших. Остававшийся победитель становился «мэргэном Тофаларии на год» (победителем). Вечером практикуется совместный ужин у костра и молодежные игры.
К сожалению, недостаточное обеспечение тофаларов библиотеками, другими способами культурного досуга, приучали население к пагубной привычке проводить свободное время за распитием алкоголя. Адекватно бороться с этим явлением пока не удается. В советские годы неплохим барьером против пьянства считался просмотр кинофильмов. Особой популярностью пользовались картины «Служебный роман» и «Мимино».
На втором месте по популярности за просмотром кино шли песни. Обычай собираться и петь старинные песни сохранялся у кетов вплоть до рыночных преобразований 1990-х гг. Пело в основном старожильческое население, поскольку молодежь языка не знала. Это обстоятельство обратило на себя внимание Совмина СССР. Согласно февральскому Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР за 1980 г. у всех малочисленных народов провели лингвистическое и социологическое исследования по проблемам развития письменности. Итогом такого исследование стало появление письменности у тофов в 1986 г. В 1989/90 учебном году у тофов появляется свой первый букварь на тофаларском языке. Автором этого букваря стал доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела языкознания Бурятского института общественных наук Валентин Иванович Рассадин.
Кеты
В Красноярском крае и на севере Иркутской области, начиная с 1970-х гг. празднуется день «Охотника и оленевода». Цель - выбрать самого способного и проворного участника-охотника. Главным событием этого дня было «Взятие снежного городка»: всадник на олене проносился между двумя снежными стенами, в то время как другие участники игры метали в него снежки. Если всадник удерживался в седле, его объявляли победителем.
Владимир Титов,
кандидат исторических наук