Виталий Семёнов, человек настроения
- Сколько вам лет?
- Сейчас посчитаю… Сорок два, однако. Вообще-то мой возраст зависит от моего настроения.
Виталий Семенов - фотохудожник. Работает видеооператором и фотографом. Его картины завораживают и настораживают одновременно. Чтобы создать картину, он загоняет себя в депрессию, потому что именно в таком состоянии у него получаются настоящие фотохудожественные шедевры. А еще, прежде чем стать художником, он 16 лет проработал простым строителем.
- Жилые дома строил, промышленные объекты. Вроде стабильная работа, стабильный заработок, но в творческом отношении там выразиться сложно. Вот и решил, что не мое. А уволился своеобразно. Мы когда начинали делать пятую серию на ИркАЗе, монтировали колонны метров 12 высотой. Залез я на эту колонну, вокруг посмотрел, а лето было, красота, - все такое сочное и красивое, и все это проходит мимо. В общем, слез я с колонны, пошел и написал заявление об увольнении. Почти год просто ходил по лесу с фотоаппаратом. Потом устроился в фото- и телестудию. Так и работаю здесь уже 2 года. Операторство для меня не стало проблемой. Нажимать кнопки можно научиться и за месяц, главное - это видение кадра. У меня, наверное, это врожденное, поэтому я быстро все освоил. А снимать мне больше нравится не новостные сюжеты, которые надо снимать на автомате, когда даже нет времени подумать, а проекты, на неделю растянутые. Там время задуматься есть, что-то порешать, а думать я люблю.
Любовь к фотографии в жизни Виталия возникла не спонтанно, он чуть ли не с пеленок стал снимать. Фотографировал все, что в объектив попадало. И в какой-то момент решил пойти в художественную школу, которую, к своему сожалению, так и не окончил.
- Что-то классическая живопись и прочий классический рисунок меня не вдохновили. Хотелось побегать, поиграть, ребенком же был. Тогда понятия не было в голове, что учеба в художественной школе может еще и пригодиться. Ну, и меня сильно никто не напрягал. Родители говорили: хочешь - учись, не хочешь - не учись, это не основная школа, это для своего развития. Но раз пошел в художественную школу, значит, тянуло меня к себе искусство, ну вот - вытянуло.
Сначала я делал разные картины: и натюрморты, и пейзажи. Портретов у меня мало. С людьми, видать, работать - не мое. Портреты, можно сказать, делать не умею. В основном натюрморты. Предметы я вижу лучше, чем людей. У предметов тоже есть своя сущность, поэтому как я его вижу, этот предмет, так я его пытаюсь одухотворить. Я, в принципе, с них и начинал. У меня в основном картины в темном ключе, светлых очень мало. Бывает, какую-нибудь фотографию сделаю, вроде понравилось, она полежит, откроешь ее на компьютере через месяц - уже не нравится, берешь ее и по новой, чего-нибудь дорисовываешь, доделываешь или полностью переделываешь. Получается так, что конечного результата ни на одной картине и нету. Это же мои произведения, значит, я имею право дорабатывать их и дорабатывать.
У большинства моих картин есть названия, они приходят, когда их рисуешь, а потом настроение меняется, хочется название поменять, и поэтому у меня как работы меняются, так и названия меняются. Ну, вот последние картины у меня называются «Горячее», «Нога попала в колесо», «Икар».
Свои работы, по признанию Виталия, он не создает специально для выставок. Весь смысл в том, чтобы просто творить. Для себя, для своего творческого удовлетворения. Тем не менее, несколько раз со своими работами он все-таки засветился.
- Первую свою персональную выставку я делал в родном городе. Но Шелехов у нас своеобразный городок, поэтому картины, которые нравятся мне, натюрморты мои патологичные, для Шелехова маленько «не в формате». Поэтому решил выставить свои пейзажи, они, конечно, такие светленькие, красивенькие, но меня они не привлекают, просто попросили - ну, почему не сделать нормальную красивую выставку? А такие вот, неформатные, свои натюрморты выставлял в Иркутске, на ежегодной выставке иркутских фотохудожников. Лет пять подряд участвовал в этих выставках в основном с натюрмортами, потому что пейзажей в Иркутске и так хватает.
Люди разные - разные точки зрения. Ну, некоторых смущает мрачноватость некая в моих работах, некоторые не смотрят на сюжет, а смотрят на технику. Напрямую, конечно, никто не ругал, но и хвалебных откликов тоже много не было. Но я не переживаю. Самое главное, то, чем я занимаюсь, нравится мне. Мое внутреннее состояние - в этих картинах.
Несмотря на всю свою художественную деятельность, настоящим художником Виталий себя не считает. Образования нет специального, да и вообще, говорит он, настоящие художники – это классики живописи, а он просто человек, чье увлечение называется фотохудожеством. Вот и все.
- Единственное специальное законченное образование, на которое у меня есть корочки, – это диплом Иркутского авиационного техникума по специальности техник-технолог, эксплуатация станков с программным управлением. Если где-то чему-то я и учился, и учусь, то это самообразование. Ну, так, методом научного тыка. Для фотохудожника главное, это видеть кадр, видеть свою будущую картину, создавать ее. Это постоянное стремление вперед: раз взялся, значит, надо развиваться. Нужно ли быть усидчивым для этого? Не знаю. Можно и за час накидать картину, а можно сидеть часами, получится - не получится. Я по натуре человек усидчивый. Могу часами сидеть и смотреть в одну точку, меня как-то это не напрягает. С другой стороны, смотреть - это ведь не мешает в то же время о чем-нибудь думать. Может, поэтому что-то у меня и получается. Я вообще считаю себя человеком спокойным, флегматичным, таким вялотекущим процессом.
На будущее у Виталия планы хоть и не грандиозные, в президенты он, честно сказал, не пойдет, зато творческие. Развиваться в художественном плане собирается, ну и работать больше. Тем более что зимой, признался Виталий, он хоть каждый день по картине выдавать может. Зимой у него наступает творческий подъем.
Поддавалась настроению Ксения Людвиг
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Доставляем журнал "Иркутские кулуары" нашим читателям. Стоимость доставки 100 рублей. Телефон службы доставки: 8-964-1257227.
Весь номер журнала в формате PDF: http://rubabr.com/kuluar/9.pdf