«Птицы небесные» Виталия Венгера
Издана новая книга воспоминаний великого артиста.
Великий артист. Такие слова, сказанные о Виталии Венгере в век девальвации эпитетов в превосходной степени, не звучат фальшиво или пафосно. По отношению к нему – это сухая констатация факта, ведь не многим дано носить звание Народного артиста России и еще огромное количество регалий так буднично и одновременно с таким достоинством. Недаром «Золотая маска», которой наградили актера Иркутского академического театра им. Н.М. Охлопкова, дана ему именно «За честь и достоинство». Король эпизодов, комик, трагик, артист необыкновенно широкого диапазона. Казалось бы, этого вполне достаточно для одного человека. Однако Виталий Венгер наделен еще и литературными способностями. В среду состоялась презентация его новой книги «Птицы небесные».
Название сборника воспоминаний, посвященного учителям, ученикам, режиссерам и актерам, автору подсказал… Александр Островский. В пьесе «Без вины виноватые» драматург написал: «Артисты – народ необеспеченный, по-европейски сказать, пролетарии, а по-нашему, по-русски, птицы небесные: где посыпано крупки – там клюют…» Именно этот отрывок стал эпиграфом к книге.
– Книга замысливалась очень давно, когда я еще играл спектакли и репетировал, – рассказал Виталий Венгер. – В 2004 году я опять стал копаться в дневниковых записях, и больше встречаться с людьми, которые еще здравствовали, и вспоминать о тех, кто уже ушел. Мне захотелось, перебрав все, что было написано в первых моих книгах, зафиксировать бытие этих людей и нашу работу. Более подробно написать о вахтанговцах и о тех режиссерах, с кем мне пришлось сталкиваться в театре, вплоть до Юрия Григоряна, с которым хотя и были сложные отношения, но удалось испытать нечто великое. Он начал работу со мной над спектаклем «Смерть Тарелкина» с вопроса: «Кем вам видится Копылов – тараканом, тарантулом, каким насекомым? Я вам даю два дня, и наши репетиции начнутся с того, что вы мне предложите этюд на эту тему». Когда мы снова встретились, я сказал ему, что, на мой взгляд, это ползающее чудище с длинными лапами. И это было начало по Вахтангову. Потом он подключил музыку, которая так и осталась в ткани спектакля. Ничего более прекрасного я не испытывал в творческом процессе. Несмотря на то, что мне и Виктору Егунову он сначала показался неким изувером.
С выходом книги мастера поздравили директор драмтеатра Анатолий Стрельцов, театральный критик Сергей Захарян, писатель и автор послесловия Арнольд Харитонов, заведующая литературной частью Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова и редактор «Птиц небесных» Лина Иоффе, коллеги-артисты и ученики.
Презентацию книги обставили по-театральному весело. Пресс-центр драмтеатра, в котором проходило действо, был переполнен. Сюда пришли друзья Виталия Венгера: критики, писатели, журналисты, артисты. Всем хотелось повидать мастера, который в последнее время из-за болезни перестал выходить на сцену. Сам виновник торжества восседал за столом, заполненным свежими экземплярами «Птиц небесных», на фоне собственного фотопортрета в элегантной шляпе и пальто (именно этот снимок украсил обложку книги) и принимал поздравления, произнося слова благодарности или отпуская остроумные комментарии.
Церемонию вел артист драмтеатра Яков Воронов. Сам он и его коллеги позаботились о том, чтобы и без того уникальное событие не оставило никого равнодушным – то вдруг посреди презентации открылась дверь, и артист Николай Дубаков, затянув жалобно-просительную песню, пошел с шапкой по рядам. То Степан Догадин и Евгений Солонинкин, исполнив дуэтом «Как молоды мы были», со словами «мы порядок знаем» предложили мастеру шутливую взятку за то, чтобы он упомянул их в следующем сочинении.
Но апофеозом стало выступление «герба» Виталия Венгера. Центр композиции – Якова Воронова с нависающим над правым плечом артистом Анатолием Черновым – обрамили два Алексея Орловых. Комический квартет исполнил вариации на тему «Черного ворона».
В этой церемонии, точно так же как в жизни, творчестве и характере Виталия Венгера, серьезное переплеталось со смешным. Сам автор может похвастаться потрясающим чувством юмора, ведь на сцене он умеет рассмешить, не раскрывая рта. А в жизни «его юмор – это кусок стекла, найденный на свалке, который через мгновение превращается в бриллиант в 300 карат» – так написали в предисловии ученики-коллеги мастера по театру.
– С этой книгой осуществилась моя мечта, – признается Виталий Венгер. – Первые полгода, когда я заболел, я плакал и страдал и ничего не мог вспомнить, это был такой кризисный период. Но мне сказали, что благодаря уколам в ягодицу память ко мне вернется, и не обманули. Связь низа и верха произошла, и, слава богу, речевой аппарат работает хорошо. Я стал успокаиваться и взялся за свои «почеркушки», начал думать, как начать писать, потому что правая рука у меня не работала. И я достал свою пишущую машинку и стал средним пальцем левой руки печатать черновики – сейчас я его по весне сдаю в аренду, например наколоть дрова, настолько он разработался. Я это дело одолел, составил список, не полный, к сожалению, моих однокашников, из которых в живых никого не осталось. Ванечка Бобылев ушел из жизни последний, сразу вскоре после Миши Ульянова. Конечно, не обо всех написал, только о тех, с кем очень дружил и работал.
«Птицы небесные» – это не первая книга Виталия Венгера. Ей предшествовали «Судьба моя – театр», «Монолог актера», «Венгершарж». И, по словам актера, уже готов материал для следующего издания. Значение этих произведений трудно переоценить, ведь это документально зафиксированные отрывки уникальной истории иркутского и российского театра – искусства, от которого, в отличие от кинематографа и литературы, со временем остаются только старые программки, фотографии да скупые отклики в прессе. Жизнь спектакля коротка, стираются и воспоминания об игре актеров, которые отдают театральному искусству все свое мастерство.
– Спасибо за помощь в создании всех моих книг Лине Иоффе, которую я считаю своей «литературной мамой», Анатолию Стрельцову и генеральному директору типографии N 1 господину Тененбауму, без которых я ничего не смог бы издать. В наше время это подвиг. К сожалению, в эту книгу вошли не все воспоминания о моих однокашниках. Нет Вадима Русланова, мать которого закармливала нас котлетами с макаронами. Я не написал об Олеге Стриженове, о Ролане Быкове. Но недавно я действительно закончил 200 баек о театре, своей семье и Щукинском училище. Это интересные, смешные и невыдуманные истории. И еще у меня есть 30 стихотворных поздравлений, но это полное безобразие, поэтому спрос должен быть небольшой. Кроме того, я сейчас работаю над воспоминаниями о трех периодах моей жизни: сталинском детстве, эвакуации в Барнаул и трех с половиной годах житья в фашистской Германии. Там я, конечно, не был на приеме у Гитлера, но ближе, чем Сталина, на демонстрации его видел. Дело в том, что эти три периода сформировали мое мировоззрение. Многие спрашивают: почему он такой нервный, может употребить ненормативную лексику? Ответ – в этих годах жизни, от них и моя впечатлительность, и нервная структура.
Наверное, именно в этом умении пропускать события и людей через себя и кроется особое очарование книг Виталия Венгера. Ведь через них можно не только ощутить «фактуру» времени, прочитать о людях, которые формировали историю театра, но и лучше узнать самого автора.
Книга «Птицы небесные» издана тиражом 1 тыс. экземпляров. Произведение состоит из трех частей: «Щукинское училище», «Иркутский драматический театр», «Иркутское театральное училище». Части разбиты на главы, посвященные конкретным персонам. Например: Рубену Симонову, Михаилу Ульянову, Михаилу Бушнову, Галине Крамовой, Владимиру Черткову, Анатолию Стрельцову, Вячеславу Кокорину, Геннадию Шапошникову, Борису Деркачу, Елене Мазуренко, Геннадию Марченко, Олегу Тупице, Якову Воронову и многим другим. Книгу можно приобрести в Иркутском драматическом театре.