Киевские гастроли
22 октября гала-концертом Иркутский музыкальный театр открыл свой 62-й сезон. Впереди спектакли текущего репертуара и премьеры, которые, как всегда, с особым нетерпением ждут зрители. Но жизнь состоит не только из настоящего и будущего, она интересна и прошлым. А в прошлом были летние гастроли театра в Киеве. Мы уже писали о том, что они прошли достойно. Какой ценой далось это достоинство в столице суверенного государства, рассказывает директор театра Владимир Константинович Шагин.
- В прежние годы, когда существовал Советский Союз, наш театр гастролировал на Украине шесть раз - в Запорожье, Николаеве, Днепропетровске, а в Киеве никогда не был. Это по принципу гастролей в Москву: можно было выезжать когда и куда угодно, а в столицу надо было ждать особого расположения судьбы. Чтобы выехать в Киев, необходимо было тоже особое дозволение. Сегодня организовывать гастроли в столичные города ближнего зарубежья не так просто, как кажется. Украина - это действительно другое государство, в чем мы, побывав там, убедились.
- Как родилась идея поехать на гастроли именно туда?- Сегодня многие оперные и музыкальные театры Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Красноярска, особенно балетные труппы, выезжают за рубеж, бывают в других странах. А нам со своим репертуаром и количеством занятых в нем участников совершать подобные гастроли сложно. Чтобы поехать в другую страну, надо получить приглашение, а пригласить коллектив в количестве 15О человек вряд ли кто-либо отважится. Нашему театру подобные поездки не грозят. А вот попробовать себя на уровне ближнего зарубежья было интересно. Киев всегда был высокоразвитым в культурном отношении центром. И сейчас, надо отдать должное, город находится в идеальном состоянии, наверное, как любая столица любого государства. Мы решили попробовать себя именно там.
- Вы говорили о приглашении...- Да, управление культуры города Киева нам прислало приглашение. Но... Когда приглашают гостей, хозяева готовятся к приезду и оказывают должное внимание. Есть одна интересная деталь: когда я ездил в Киев по поводу организации гастролей, меня уверяли, что готовы к сотрудничеству. Но получилось все наоборот. Приехав накануне гастролей в Киев, я сказал, что декорации отправлены, необходимо организовать продажу билетов и т.д. Тут все как бы встрепенулись: "Как? Да вы что?" Начались разговоры о том, что к нашему приезду никто не готов: "Вы представляете, что ваш театр из глубокой провинции России, что вы можете показать Киеву? Не надо вам этого делать, вы подумайте".
Но поезд пошел, декорации были в пути, надо было все доводить до ума и сделать дело. Если бы мы прислушались к советам принимающей стороны и приехали на неделю или дней десять, то, наверное, просто зря потеряли бы время и деньги. В творческом отношении мы бы себя никак не показали. Зрители в первые дни это приглашенные нами друзья и официальные лица. Но уже первые спектакли показали, что Киев такого театра не видел. Если судить по советским временам, по масштабу, рекламе, количеству названий спектаклей - это были нормально организованные гастроли.
- О том, что гастроли в творческом отношении прошли хорошо, вы судите по приему зрителей или прессе, которая писала о театре?- И по тому, и по другому. Пресса писала: "Театр поставил киевского зрителя перед собой на колени". Зрители, которые приходили в наш театр не на один спектакль, говорили о том, что такого театра они действительно не видели. В отличие от москвичей, которые приезжают с одним названием спектакля, с двумя-тремя актерами, гастролировал театр со своим оркестром, хором, балетом, декорациями, привезенными в пяти вагонах - это мощный творческий десант, оказавшийся состоятельным во всех отношениях.
- Как отнеслась администрация столичного града к тому, что ее прогнозы не сбылись?- Она посчитала, что на следующий год мы обязательно вновь приедем, потому что раскачали город, стали известны в нем. Правда, желания вернуться туда у нас нет. Как я уже говорил, когда приглашают в гости, оказывают хоть какие-то знаки внимания. Этого внимания или поддержки мы не ощутили. Всех чиновников волновал один вопрос: они боялись, что мы начнем клянчить деньги. Если я записывался к какому-нибудь начальнику на прием, тут же спрашивали: "А зачем, по какому вопросу? Может быть, вы чего-то хотите?". Я отвечал: "Да ничего не хочу. Есть же такая субардинация: если ты в гостях, надо хозяину представиться". Каждый боялся того, что я начну просить финансовой поддержки. Но мы сами можем себя обеспечить. Театр приехал в Киев при поддержке нашего губернатора Бориса Говорина и провел гастроли за счет своих средств, денег ни у кого не просил. Я считаю, что это одна из основных наших побед, не говоря о том, что в творческом отношении мы сделали там в своем жанре нечто вроде культурной революции.
- Там что, плохо с музыкальными жанрами?- Театр оперетты, в здании которого проходили наши гастроли, сегодня переживает трудные времена, находится в творческом упадке. Хорош детский музыкальный театр. Некоторые спектакли, балетные, например, повыше, чем в театре оперы и балета. Но опять-таки, происходит это потому, что труппы разделены как бы на два состава - один работает за рубежом, а второй, тот, что похуже, для земляков. То же самое происходит в Большом, Мариинском и даже Бурятском театрах. Надо отдать должное, в Киеве драматическое искусство, русский и украинский театры сейчас на подъеме. Правда, надо учитывать сложившуюся ситуацию: в театре Ивана Франко работает заместитель министра, а в театре Леси Украинки - министр культуры, которые обеспечивают свои коллективы финансовой поддержкой.
- Успех театра определяется еще и тем, насколько популярными стали его актеры. Наших иркутских актеров полюбили киевляне?- В 1997 году мы были на гастролях в Москве, работали в новом здании МХАТа. Вахтеры, которые знают всех знаменитостей, отнеслись к нам как к самодеятельности: "Приехали? Что покажете?" Но когда прошел первый спектакль, все вставали, приветствовали, одним словом, зауважали. То же произошло и в Киеве, где нас не знали, но после первых спектаклей стали относиться уважительно. Когда нас провожали, некоторые работники театра говорили: пусть наш театр едет в Иркутск, а вы хотя бы на годик оставайтесь. К хорошему люди привыкают быстро, и подобное признание было приятно слышать.
- Все-таки, какие спектакли пользовались наибольшим успехом?- Все!
- Вы хотите сказать, что киевляне оказались всеядны?- Одноактные оперы, поставленные на музыку Доницетти и Оффенбаха, произвели фурор. Очень понравился наш балет, хотя в Иркутске многие говорят, что в театре есть все, только еще бы и балет был получше... А в Киеве то ли из-за слабости тамошнего театра, то ли по причине нашего высокого профессионализма все спектакли были востребованы, я уже не говорю о "Сильве", "Летучей мыши", "Марице". Мы вообще пожалели о том, что гастроли были небольшими. Если бы продолжили работу, могли добиться и значительного финансового результата.
- Во время гастролей никого из состава труппы не потеряли, не переманили какого-нибудь актера?- Наоборот, нашли дирижера, выпускника Киевской консерватории, который уже приступил к работе.
- Почему новый сезон вы, как и раньше, открыли именно гала-концертом?- Во-первых, у наших зрителей есть свои любимые актеры и любимые произведения. Концертом мы дали возможность встретиться со своими любимцами. С другой стороны, он дал актерам возможность выступить на нем наиболее ярко, раскрыть свои возможности и таланты. Концерт - это своеобразное творческое соревнование и творческий отчет. Мы радуемся за актеров, хор, оркестр - это отличная заявка на новый сезон.
Беседу вела Светлана Жартун