Авиазавод выпустит иконостас
Впервые для изготовления предметов культа иркутские реставраторы задействовали современные компьютерные технологии.
Реставрацией храмов и возведением новых сегодня вряд ли кого удивишь. Тем не менее проект, над которым заняты архитекторы иркутской научно-проектной реставрационной мастерской "Традиция" по-своему уникален. Получив заказ на разработку эскиза иконостаса для церкви на месте падения "Руслана", мастера впервые прибегли к компьютерной технологии. Впоследствии по готовым чертежам работники ИАПО, применяя суперсовременное оборудование, на котором до сих пор обрабатывали узлы истребителей семейства Су, изготовят детали культового предмета. Многие горожане расценивают это как акт покаяния авиазавода перед иркутянами.
Хочется побыстрее увидеть собственное творение
С главным архитектором реставрационной мастерской "Традиция" Александром Всеволодовичем Яковлевым мы сидим в большом светлом кабинете. Его обстановка долго не укладывалась в моей голове с образом реставрационной мастерской. До встречи место, где продлевают жизнь старинным вещам, мне представлялась небольшой комнатой, наполовину заваленной растрескавшимися иркутскими наличниками с полуистлевшей резьбой. Этакая смесь антикварной лавки, уставленной раритетами, и столярки, насквозь пропитанной запахом клея, разной стружки и еще чем-то неуловимым. Ничего подобного. Светлая комната, вместо кульмана – компьютеры.
– Александр Всеволодович, когда речь заходит об реставраторах, возводимых храмах, сразу возникают определенные ассоциации. Мужчины в фартуках с длинными волосами, перевязанными тесемками, корпят над музейной редкостью. В этом ряду напрочь отсутствует компьютер. И вдруг...
– Компьютер не противоречит церковным канонам. Думаю, что без современных технологий и храм Христа Спасителя в Москве так быстро вряд ли возвели. Я, кстати, там был во время службы Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Крещение. Потрясающее зрелище.
Очень серьезный проект воплощается у нас в Иркутске. Я имею в виду иконостас для Богоявленского собора. Для города это, безусловно, событие. Его разработал художник-реставратор Иркутской епархии Михаил Лутоенко. Иконостас будет большим, в несколько ярусов, по уровню исполнения это настоящее произведение искусства. Детали режут уже лет пять. С другой стороны, жизнь скоротечна, поэтому хотелось бы увидеть собственное творение побыстрее. И здесь компьютер, к которому прибегли иркутяне впервые, просто незаменимая вещь. Представьте, человек несколько месяцев стоит и работает за кульманом, проектируя все собственными руками. Компьютерная технология позволяет записать промежуточные варианты, затем вернуться к их доработке. Его программы по части точности и производительности имеют бесспорное преимущество. Ведь в идеале левая половина иконостаса должна быть симметричной относительно правой. Старинные мастера, работая вручную, кстати, не всегда придерживались этого правила, да и невозможно вырезать одинаково все завиточки, виноградные грозди, пилястры, капители и т.д.
– Что вас связывает с заводом, ведь это закрытая организация?
– У меня с предприятием давние связи, еще со времен строительства храма на месте падения "Руслана". На ИАПО разрабатывали модель купола для церкви. Шестого декабря произошла эта трагедия, через год поставили купол и храм освятили. А к обряду освящения в церкви должен быть иконостас. Силами художника епархии в храме поставили временный иконостас.
– А что значит временный?
– Вместо позолоты может быть краска, вместо писаных икон – репродукции. Однако временная конструкция также освящена, людям ведь надо молиться, вести службу. Время идет, жизнь продолжается.
– Если не секрет, в чем заключена работа специалистов вашей мастерской?
– Мы разрабатываем каркас, который впоследствии облепляется рамами-киотами, южными, северными диаконовскими, царские врата. Затем вписываем конструкцию в интерьер здания. Сюжет согласовывается с епархией. За тысячелетия выработался порядок расположения храмовой иконы, тайной вечери, иконы святого Михаила, апостола Павла и т.д. Все это в конечном итоге и задает тон всей композиции иконостаса. Он может быть низким или, наоборот, в два-три яруса. Как архитектор и настоятель церкви, архиепископ это дело видят, так оно и будет. В данном случае я убедил владыку, чтобы иконостас был повыше.
– А почему?
– В принципе этот храм на крови. Во время трагедии погибли летчики, ни в чем не повинные дети. Композицию вижу возвышенной, чтобы при посещении храма щемило сердце. Мы сделали несколько вариантов, вначале за основу взяли нами же разработанный иконостас южного предела Богородицы Казанской церкви в Рабочем. Возможно, это будет нашей следующей работой. Двухмерную композицию, которую мы создаем, на авиационном заводе методом сканирования переводят в трехмерную, и на станках вырезают фрагменты – капители, врата, колонны. Впоследствии по необходимости мастер внесет поправки. В каком-то смысле мы перечим поговорке: "Что написано пером – не вырубишь топором". Повторюсь, мне, как человеку, интересно увидеть окончательный вариант не через десять лет, а в ближайшее время.
– Какой материал используется для создания иконостаса?
– Сухой кедр. Материал должен быть легким и достаточно прочным, поскольку длина всей конструкции составляет десять и высота восемь метров. Детали левкасятся, полируются, затем покрываются сусальным золотом. Надо учитывать, что дерево дышит. Технология довольно сложная с технической, художественной и точки зрения канонов православной церкви.
– Что значит "левкасятся"?
– В общих чертах: на кедровую доску наклеивается холст, наносится грунт, который называется левкас. В его составе мел, олифа и другие ингредиенты, не дающие усадку. Они не трескаются и хорошо связуются с красочным слоем. В то же время левкас дает возможность дереву дышать. После полировки к работе приступает художник. Мне доводилось видеть, как мастера приступают к делу. У них самих иконописные лица. Люди сами очищаются и заметно обогащаются духовно. Очищаюсь ли я, не знаю, поскольку человек в основном светский, хотя в Бога верую.
Иконостас может быть из фарфора
– В истории нашей мастерской это первый проект или были уже подобные этому?
– С использованием компьютера – да, первый, а вообще первый иконостас разработали давно, лет десять назад, для Богородицы Казанской церкви. Второй воспроизвели из фарфора на Переваловском заводе в Хайте для сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой. Его фрагменты хранятся в фондах областного художественного музея. Представьте, как красиво было: белый иконостас, расцвеченный синим кобальтом.
– Образ будущего иконостаса, наверное, рождается мучительно?
– Конечно, не сразу же мы сели и вдруг нарисовали эскиз, не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав. Чтобы работу такую сделать, надо иметь кое-что за душой. Одного художественного видения здесь явно недостаточно. Вообще, наша мастерская занимается реставрацией культовых памятников, и не только православных. Мы делали проект реставрации мусульманской мечети, иркутской синагоги.
– Сколько эскизов вам пришлось перебрать, прежде чем остановились на каком-то одном?
– Достаточно много. И вот то, что мы держим в руках, не последний вариант. Будут добавления.
– Расскажите о хронологии заказа.
– Первые разговоры начались в декабре прошлого года. Каждый раз я бываю в храме на панихиде, там и услышал, что возникла необходимость заменить временный иконостас. Мы с радостью ухватились за заказ, кажется, в феврале согласовали эскиз, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим поставил подпись и печать. В основном разработкой проекта занята архитектор нашей мастерской Юлия Викторовна Лебенко. На девяносто девять процентов здесь ее заслуга. Работу такого уровня, думаю, вряд ли кто еще может сделать, а у Юли дар Божий.
– Под иконостас писали специальную компьютерную программу?
– Нет, это сделано в обыкновенной строительной программе "Автокад". Не надо надеяться, что машина все нарисует за тебя. В первую очередь проект рождается в голове, компьютер заметно облегчает работу.
– За какое время без использования компьютера такой объем работы удалось бы одолеть мастерам?
– Сам проект мы делаем уже около полугода. Остается кураторство: здесь подвинуть, там поправить. Вручную над иконостасом работала бы целая бригада, и не один год.
– После этого храма в планах вашей мастерской есть еще интересные проекты?
– У нас и у Иркутской епархии есть задумка – выполнить главный иконостас Троицкой церкви, где долгое время был планетарий, а также Казанской и Князе-Владимирской церквей.