Борис Лагода: «Театр должен стремиться к высокой планке»
В 2007 году в Иркутском государственном музыкальном театре им. Загурского появился новый режиссер. В штат театра с 4 января был принят Борис Лагода.
Бывший главреж Ивановского музыкального театра и автор постановок во многих театрах страны на самом деле человек в Иркутске не совсем новый. Несколько лет назад он уже ставил здесь два спектакля – «Пенелопа» и «Мистер Икс». Сейчас Борис Лагода единственный штатный постановщик – недавно музыкальный театр расстался с петербуржцем Александром Лебедевым.
Несмотря на то, что режиссерский статус не подкреплен определением главный (в музыкальном театре не так давно решили отказаться от этой должности), а обязанности художественного руководителя по-прежнему исполняет директор Владимир Шагин, Борис Лагода не снимает с себя ответственности за общее творческое состояние театра. Он говорит, что вместе с женой и маленьким сыном приехал сюда всерьез и надолго, а точнее – насовсем. Режиссер уже приступил к работе над новым спектаклем «Дон Жуан в Севилье» Марка Самойлова. На встрече с иркутскими журналистами Борис Лагода поделился своими ближайшими планами.
– Борис Борисович, почему вы выбрали именно Иркутский музыкальный театр?
– Во-первых, в Сибири я уже жил, и очень люблю этот край. Здесь люди, как и в Белоруссии, на моей родине, очень свободолюбивые, с широкой душой и натурой. Кстати, на Урале, где я тоже некоторое время работал, народ гораздо тяжелей, там с людьми я не мог в полной мере соприкасаться духовно. Во-вторых, потому что на сегодняшний день для меня лично есть только два сильных театра на периферии – Ростовский и Иркутский музыкальные театры. И если в Ростове больше исповедуют классический жанр оперы и балета, то в Иркутске это прежде всего любовь к мюзиклу, оперетте и музыкальной комедии.
– То есть эстетика Иркутского музыкального театра вас устраивает?
– Безусловно. Кроме того, ведь у режиссеров есть еще и свои требования. Конечно, приятно ставить спектакли там, где тебя любят. Но если, например, как это было в Иваново, финансовые возможности очень низкие, то и нельзя говорить о том, что, воплощая свои замыслы, ты можешь получить достойную смету на постановку спектаклей. А на самом деле от этого очень многое зависит. Правда, бывали в моей жизни ситуации, когда я ставил спектакль на 5 тысяч долларов, а они выглядели на 70. Но невозможно постоянно «на голом столе» создавать шоу. Это деградация в моральном плане, в отношении к профессии. Ты понемногу сам начинаешь смотреть на это наплевательски. Видимо, это не для меня. Поэтому Иваново был проходящим городом в моей жизни, и я при первой же возможности, после того как меня пригласил к себе Владимир Шагин, уехал. Все было предрешено, я отправил контейнер, сел с семьей в самолет и прилетел в Иркутск. Надеюсь остаться здесь навсегда.
– У вас есть любимый жанр?
– У меня с этим смешная история вышла, когда я писал сочинение при поступлении в ГИТИС на тему… о том, как я не люблю оперетту. Георгий Павлович Анисимов, режиссер Большого театра, тогда сказал: «Впервые вижу такого идиота, который поступает на режиссера музыкального театра и пишет сочинение на такую тему. Ведь это же его жанр!» Я всегда любил мюзикл, а получилось, что снискал себе славу человека, который хорошо ставит классическую оперетту, причем в современной трактовке. Делаю массу переработок либретто. Не подгоняю их под себя, а убираю наши кухонные заморочки 30-х годов, которые сегодня уже совершенно неуместны.
– Вы делаете их современными по сути или привносите в сюжет реалии сегодняшнего дня?
– Я стараюсь ее трактовать так, чтобы это было интересно всем поколениям зрителей, но чтобы все понимали – она поставлена именно сейчас. Ведь оперетта – это прежде всего красивая музыка, присущие ей эффектные дуэты, развернутые финалы. И, как правило, автором оперетт не везло с либреттистами. Кроме того, у каждой оперетты есть несколько версий, в которых авторы, стараясь сделать ее оригинальной, почти всегда допускают массу исторических ляпов. Например, ставить ту же «Сильву», не зная эпохи и социального положения, исторического, экономического и военно-политического среза, нельзя. На мой взгляд, главное – оставить музыку, убрать в трактовке либретто натянутости. Привести в порядок диалоги; там, где можно, обострить конфликты.
– Над чем вы будете работать в театре прежде всего?
– У меня есть ряд предложений по репертуару. Хочется поставить здесь несколько моих работ, которые не были до этого воплощены, те, которые были написаны специально для Иркутского музыкального театра. Я вообще очень много пишу. Прежде всего, это «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю, поскольку близятся юбилеи – 150 лет со дня рождения и 200 лет со дня смерти писателя. Это свежий материал. Музыка в украинской стилистике. Текст, как писал Гоголь, – смесь украинского и русского. У меня есть готовое либретто рок-оперы «Сон в летнюю ночь», музыку к которой пишет белорусский композитор Андрей Зубрич. Он часто работает для кино и театра. Окончил консерваторию у Глебова, сам был рок-музыкантом. Это очень грамотный и толковый композитор, поэтому музыка будет серьезная и интересная, очень стильная, где-то смешная, но очень мелодичная.
Вообще я считаю, что репертуар должен быть многоплановым. У театра должно быть многогранное, но индивидуальное лицо. Нужно охватывать все категории зрителей. С любовью и интересом сегодня можно ставить классическую оперетту и, например, советскую музыкальную комедию. Я мечтаю поставить спектакль «Цирк зажигает огни» Милютина и уже пишу новое либретто, без конфликтов коммунизма и капитализма.
– А для детей вы будете ставить?
– Сейчас лучше писать новые вещи, особенно для детей, потому что то, что уже есть, начиная с советского времени кочует по театрам. Это одни и те же названия: «Муха-цокотуха», «Три Ивана», «Золотой цыпленок» и так далее. У меня есть задумка объединить самые хитовые детские мелодии в одном шоу. Эта идея мне пришла в голову, когда я со своим сыном, которому год и семь месяцев, слушал сборник песен из мультфильмов.
– Вы когда-нибудь ставили оперы?
– Да. «А зори здесь тихие...» Молчанова в Ивановском музыкальном театре, за что меня губернатор наградил премией «За заслуги в развитии театрального искусства». Это был хороший спектакль, хотя я сначала отказывался. Меня попросили поставить спектакль к юбилею Победы. Молчанов тоже написал эту оперу за две недели, когда ему позвонили из ЦК. К счастью, все получилось.
– Ваша первая специальность «актер театра драмы и кино». Как долго вы работали по профессии?
– Стаж актерский у меня есть, и приличный. Впервые я вышел на сцену Гродненской драмы, а это был один из лучших театров в Белоруссии, поэтому опыт был серьезный. Потом, в процессе работы, мне в моих постановках периодически приходилось заменять артистов. Так что сегодня вторая профессия, как всегда, жива и в хорошей форме.
– Вы единственный штатный режиссер в театре, но не главный. Что входит в ваши обязанности?
– У меня за плечами 15 лет руководящей работы, все время я был то художественным руководителем, то главным режиссером. Может быть, это и хорошо, что здесь я буду заниматься прямыми творческими функциями. Но на самом деле у меня те же задачи: творческая дисциплина и подготовка артистов, ведь театр нужно держать в строгости и в рамках правил. Я должен ставить качественно свои спектакли и контролировать общий творческий уровень.
– А ваша зарплата – достойного уровня?
– Это коммерческая тайна. Но если честно, для меня эти вопросы так не стоят. Любая зарплата – вещь относительная. Она никогда не будет достойной в полной мере. А если поднимать ставку, то нужно выравнивать и другие зарплаты. Существует ведь понятие жизни в определенных рамках правил. Человек не может быть свободным от законов общества. То же и в театре. Есть контракт, а есть твои задачи. Для меня главное – это постоянное стремление к высокой планке творческого уровня. Конечно, хотелось бы обогатить репертуар, привести новых артистов, добавить музыкантов в оркестр…
– Расскажите о том, как идет работа над «Доном Жуаном в Севилье»?
– Репетиции начались практически с первого дня моего приезда. «Дон Жуан в Севилье» Марка Самойлова в Иркутске ни разу не ставился. Это первое произведение композитора, после которого он стал знаменитым. Кстати, в этом году Марку Самойлову исполняется 70 лет, и он обязательно приедет на нашу премьеру. Это очень интересная, достойная работа, лиричная и музыкальная. Ну и потом, автор этой истории (в оригинале она называется «Тогда в Севилье») Самуил Алешин – один из интереснейших советских писателей. Произведение интригует прежде всего тем, что Дон Жуан в нем – женщина. Премьера спектакля состоится 9 марта.
– Кто исполняет главные роли?
– В спектакле занято 97% труппы. Дон Жуана играют Анна Рыбникова, Александра Гаращук и Юлия Панченко. В роли Командора – Вячеслав Варлашов и Александр Айдаров. Художник спектакля – Алексей Тарасов, балетмейстер – Людмила Цветкова, то есть вся постановочная труппа – иркутская. В понедельник мы уже сдали в работу эскизы костюмов и декораций. Костюмы максимально приближены к эпохе – испанскому средневековью. А декорации будут достаточно условны. Такой псевдомавританский стиль. Мы не стремимся воссоздавать эпоху, потому что было бы смешно. Тогда нам бы пришлось делать платье с клопами, «многомесячные» прически и воспроизводить светский регламент: не мочиться на парадную лестницу, по которой ходит король.
– В чем для вас главная линия этого спектакля?
– Все музыкальные комедии замешаны на любви. Как и весь мир: на власти, деньгах и на чувствах, то есть любви. Спектакль о том, что молодая девушка волею судьбы должна скрываться под личиной мужчины, потому что иначе она будет лишена наследства. То есть она существует в двух ипостасях. Тут фишка в том, что Дон Жуан на самом деле никого не соблазнял. Вот в чем беда. Но слава обольстителя шла за ним, как горный обвал. Когда он отказывает женщинам, они придумывают историю, как он соблазнил их подруг, бабушек, племянниц. А главная героиня, по сути, сама не знает, что такое любовь, она от нее бежит. И в конце концов она встречает Командора, который немножко устал от своей деятельной жены Донны Анны. Он первый человек, который заподозрил, что этот Дон Жуан не юноша, потому что он излишне эпатажен. Ведь именно потому, что она не является мужчиной на самом деле, она и изображает этакого кабальеро: дерется на шпагах, танцует, играет в шахматы, метает ножи. В результате они придумывают историю с мнимой дуэлью, где Командор якобы срывается с утеса и гибнет, а статуя, похожая на него, мстит Дон Жуану. И это позволяет им начать новую жизнь.
Справка
Борис Лагода родился в 1964 году в поселке Б. Берестовица Гродненской области. В 1988 году окончил Белорусскую академию искусств по специальности «актер театра драмы и кино». В 1988–1989 годах работал актером в Гродненском областном драматическом театре. В то же время на киностудии «Беларусьфильм» снимается в фильмах: «Меня зовут Арлекино», «Мать Урагана», «Под небом голубым», «Гладиатор по найму» и др. В 1991 году поступает в ГИТИС им. Луначарского на специальность «режиссер музыкального театра». В том же году его приглашают на должность главного режиссера Криворожского театра музыкальной комедии. После окончания ГИТИСа Борис Лагода с 1992 по 2006 год занимает должности главного режиссера, художественного руководителя и директора в театрах Новосибирска, Минска, Иванова... За плечами Бориса Лагоды более 30 постановок в различных театрах страны и ближнего зарубежья.