«Белый острог», или Кое-что из жизни блуждающих звёзд
«Oшеломляющий, совершенно новый синтез культур и музыкальных направлений… Они играют музыку, поднимающую глубинные, виртуозные и великолепные мелодии на новый уровень» — примерно так писала о дуэте скрипача Артёма Якушенко и гитариста Юрия Матвеева зарубежная пресса.
В начале 90-х на музыкальном небосклоне Иркутска зажглась яркая звезда по имени «Белый острог» (за рубежом они известны как Two Siberians — «Двое из Сибири»), и с тех пор её сияние разгорается всё ярче. Их музыка — вне границ и классификаций. Ей нет названия, да и не нуждается уникальный стиль «Белого острога» в табличках и ярлыках.
Не первый год музыканты живут в Москве, но регулярно навещают свою малую родину. Недавно они выступили с концертом в Иркутске, который как всегда прошел с аншлагом. В первом отделении прозвучала музыка, которую Артём и Юрий написали для балета «Любовь моя — цвет зелёный», во втором — старые композиции.
— Исполнилась ваша мечта — поработать с крупными музыкальными «формами». Нет желания написать оперу?
— На оперу заказ нужен, — говорит Юрий Матвеев. — Так что пока мы это отложили. Но вообще диапазон хотелось бы расширить. Хотя у нас уже довольно много всего написано и даже вышло на CD — примерно по 1–2 диска в год. А ещё саундтреки к телесериалу «NEXT 2» и «NEXT 3». В 2000-м и в 2005 году в США вышли два альбома. Ещё немало сочинили для театральных постановок. Из последнего — в прошлом году на экраны вышел приключенческий фильм «Граф Монтенегро», для которого мы тоже написали музыку.
Вокруг света — навстречу успеху
— Пожалуй, никто из иркутян, сумевших пробиться в большой музыкальный мир, не мог бы похвастаться таким географическим разнообразием гастрольных поездок, как «Белый острог». Где вы успели побывать с тех пор, как уволились из театра «Пилигримов» и занялись самостоятельной сольной карьерой?
— Первая наша гастрольная поездка была в Латинскую Америку — в Перу. Очень запомнилась: мы тогда дважды пересекали экватор. Потом много ездили по Европе. Не одно большое турне совершили по Соединённым Штатам. Давали концерты в Гренландии и даже за Полярным Кругом. А однажды совершили кругосветное путешествие, — рассказывает Артём Якушенко. — Так получилось, что у нас были концерты в Калифорнии, и мы летели туда из Иркутска через Аляску. А потом нам нужно было сразу попасть из Калифорнии в Финляндию, а потом снова в Иркутск. Так и облетели вокруг света.
— С 1998 года вы работали в Соединённых Штатах, успешно гастролировали, дела шли в гору. Что заставило вас уехать из Америки — новый политический курс?
— Я не сказал бы, что причиной стали какие-то идеологические соображения, — говорит Юрий Матвеев. — Просто так случилось, что после событий 11 сентября 2001 года в Штатах усложнилась система выдачи виз. Одно время право на въезд в страну можно было получить буквально за один день. А потом на это потребовалось 8 недель. И выпало так, что именно в тот период нам срочно нужна была рабочая виза. Два месяца мы пытались получить разрешение, и в итоге не успели на свои концерты. Вообще же, когда Штаты развернули войну в Ираке, мы по-своему выражали протест, как и многие другие в то время.
Иркутск — не провинция, а Россия — не музыкальные задворки
— Вы пожили в Штатах, знаете провинцию, сейчас осели в Москве. А где лучше всего работалось вашему дуэту?
— Везде было по-своему хорошо. Наша работа не привязана к определённому месту. Но в Иркутске была одна проблема — мало концертов, а на гастроли трудно было выезжать — слишком далеко. Но я не сказал бы, что мой родной город — это провинция. Да, он отличается от Москвы и Питера. Но и Иркутск, и Новосибирск, и Красноярск — это все крупные города, с насыщенной культурной жизнью, с замечательной публикой. И я уверен, что наши люди достойны лучшей жизни.
В Штатах работалось легче в том плане, что концертная деятельность там более организованна: гастроли, фестивали, система концертных агентств, менеджеров — всё работает как часы. Но там и конкуренция серьёзнее, чем в России. Со всего мира приезжают самые талантливые люди и пытаются там пробиться. Впрочем, в нашей стране тоже система налаживается — возрождается структура, ранее именовавшаяся Росконцертом. А фестивальная жизнь вообще на подъёме.
— Вообще, я не сказал бы, что в Америке наш путь был «усыпан розами», — продолжает Артём Якушенко. У нас были довольно сложные времена, когда ради «раскрутки» пришлось выступать на улице. Наш нью-йоркский менеджер придумал такой ход: приобрёл разрешение играть на Тайм-сквер (на площади в самом центре Манхеттена), закупил оборудование. И мы несколько дней выступали на этой импровизированной сцене как обычные уличные музыканты. Продали, кстати, огромное количество дисков. Там же мы попали в поле зрения телевидения — МТV, ABC сделали про нас сюжеты. Однажды ведущий популярной американской радиостанции несколько часов стоял рядом с нами на улице и вёл передачу буквально с «места событий». Там же, на Тайм-сквер, мы познакомились с гитаристом Мадонны — он случайно увидел нас на улице, подошёл, долго слушал, купил наш диск — очень ему понравилось. Вообще, много было интересных моментов. Но повторять этот опыт уже не хочется.
О публике, фонограмме и видах на будущее
— Кстати о публике: такая популярность наверняка имеет оборотную сторону. Поклонники не одолевают?
— Напротив. У нас замечательный слушатель. Мы очень благодарны людям за внимание, за интерес к нашей музыке. Знаете, нам ведь даже музыкальные инструменты дарили, — вспоминает Юрий. — Однажды во время гастролей в США мы играли сейшен с блюзовыми музыкантами. Мой инструмент (акустическая гитара) для этого выступления не годился, и мне одолжили электрогитару. После выступления ко мне подошел какой-то человек и спросил: «У тебя есть электрогитара?» А поскольку её у меня не было, незнакомец просто заявил: «Ну, тогда бери эту». И подарил мне отличный инструмент.
— Ваша музыка обладает невероятной энергетикой. На концертах вы выкладываетесь по полной. А не приходила мысль облегчить себе труд, как это делают многие музыканты в России?
— Вы про фонограмму? Нет, не приходила, — смеётся Юрий. — Это не наш стиль. Но опыт работы под «фанеру» был пару раз (не по нашей инициативе, конечно). Один раз — при записи концерта по случаю юбилея ГИБДД, другой — когда выступали перед губернатором Московской области. Там сцена была оформлена в белом цвете, и когда мы вынесли наш процессор (чёрные железные ящики), режиссёр этого действа буквально замахал руками: ни в коем случае! Чтобы не портить вид, пришлось играть под запись с нашего диска.
— О чём мечтает дуэт «Белый острог» кроме получения «Грэмми»?
— О большом гастрольном туре по миру. А ещё — играть на больших площадках, например, на стадионах. У них особая, невероятная энергетика, — говорит Юрий.
— А то, что ваша музыка никогда не будет иметь коммерческого успеха, равного успеху лёгкого эстрадного жанра, вас не смущает? Нет желания уйти в «попсу»?
— У нас свой путь. И то, что нас не часто приглашают на телевидение, что нет мощного промоушена — не страшно, — говорит Артём. — Да, мы играем «неформат». Зато наша музыка разнопланова — можем участвовать в рок-концертах, выступать вместе с джазовыми или этноколлективами. И успех популярной музыки нас не раздражает, как не раздражает вообще ничей успех.