Беседовала Татьяна Жаркова, БАБР.RU

© Babr24.com

КультураИркутск

4265

07.02.2006, 14:35

"Надо подавлять в себе умность..."

19 января в Иркутском Драматическом Театре им. Охлопкова состоялась встреча журналистов с московским театральным критиком – Любовью Владимировной Лебединой (кандидат искусствоведения, заместитель редактора журнала “Театральная жизнь”). Журналисты демонстрировали эрудированность в сфере культурной жизни Москвы и жаловались на отсутствие тематической дифференциации в провинциальных СМИ. Кин-дза-дза, одним словом.

Рассказывает Любовь Владимировна Лебедина.

О работе

Все идет от твоего личного интереса и влюбленности. Я не беру на себя такое право - выдавать какие-то рецепты в этом плане, но за свою многолетнюю критическую практику я пришла к одному выводу – единственному и главному: когда пишешь о театре, его надо, прежде всего, любить. Если не любишь театр, то писать о нем бесполезно и не нужно.

Можно любить и понимать театр, но нужно писать на языке профессионалов. Влюбленность и знание предмета, о котором ты пишешь - это разные вещи. Здесь же еще и двойная цель: ты пишешь для “тети Мани и дяди Пети”, которые бывают в театре один раз в году, с одной стороны, и для сотрудников театра - актеров, режиссеров. А актеры чем работают? – нервами, и ничто их так не ранит, как критика.

Когда я пишу в наш журнал “Театральная жизнь”, то больше ориентируюсь на профессионалов, на работников театра - я с ними веду диалог, я им предъявляю счет... опять-таки, как предъявлять счет – это размазывать их по стенке. Наверно, это интересно для пишущего человека, но я же должна принести пользу, ... указать на какие-то огрехи, просчеты, которые проявляются в том или ином спектакле. Как так сказать, чтобы не обидеть его создателя?! Это одна из очень сложных вещей.

Честно говоря, я не пишу рецензии на все премьеры, которые я смотрю в каждом театре. Это очень тяжелый хлеб – почти каждый вечер ходить на спектакли, в разные театры – шизеешь от такого графика. Видишь столько макулатуры, чепухи, что начинаешь ненавидеть театр, параллельно с тем, что его любишь... Начинаешь тихо его ненавидеть...

О проблемах столичных театров

Одна из серьезнейших проблем Москвы - это поток дилетантов, который вливается сегодня в театральную структуру. Режиссеры, которые считают, что они владеют формой - а профессию изнутри не знают и, самое ужасное, что они не умеют работать с актерами. А это особое искусство. Недаром при Товстоногове всегда была замечательный режиссер Сирота, и она работала с актерами, подготавливала их для того, что бы мастер вышел и широкими мазками сделал постановку. Режиссеров, которые могут работать с актерами, можно пересчитать по пальцам. В силу этого, сейчас во многих театрах идут по западному пути – собирается команда, режиссер дает задание, где задача актеров самим по этому рисунку выставить роль, написать ее нервами. Увы, наверно, такая русская актерская школа, менталитет русских актеров, что они работают очень медленно. Такие уж мы, русские – тугодумы.

При этом из театральных школ ушли серьезные педагоги, у которых преподавание было смыслом жизни. Сейчас мэтры заскакивают один раз в месяц, в лучшем случае, а воспитанием занимаются неудавшиеся актеры, неудавшиеся режиссеры, которые, к сожалению, очень мало дают воспитанникам. Открыть в человеке актера удавалось очень немногим режиссерам.

И, конечно, слишком много развелось халтуры. Когда вот так вот, за месяц, лепится спектакль. Сыграют конечно, но... Или, когда актеры едут на технике, даже на хорошей - все равно это холодно. С холодным собачим носом делается спектакль, актеры идут по форме, исполняют четко, дисциплинированно, но по форме, а внутри они молчат, внутри они холодные.

И эта форма через десять, пятнадцать минут становится понятной, а дальше ты уже имеешь представление о том, кто будет, что произойдет, даже не зная сюжета. Например, в Чеховском МХАТе очень серьезная ситуация. Чеховский, на сегодняшний день, все дальше и дальше отходит от психологического театра. Он - может быть, громко скажу, но тем не менее, я скажу - предал психологический театр.

Несмотря на обилие звезд, которыми нашпигован этот театр, актеры там существуют рядом, но не вместе, а это большая разница. И как таковые ансамбли существуют крайне редко. А их отсутствие надо чем-то возмещать... Чем? Это подменяется яркой режиссерской формой, игрой символов, силлогизмов. Представление. Это признаки открытого игрового театра, что само по себе интересно и является ветвью мирового театра, но это не заложено в традициях МХАТа.. Синтеза не получается. Более того, с синтезом вообще в театре сегодня очень плохие дела... потому, что в основу многих спектаклей заложен не синтез, а так называемая “набирушка” от всех видов искусства. Коллаж в живописи, коллаж в театральном представлении - а для театра, на мой, возможно, устаревший взгляд - это гибель. Потому что хотите вы этого или нет, но любой спектакль должен быть оркестром, а театр - это прежде всего эмоциональное зрелище.

Более того, последнее время я предпочитаю те спектакли, где не играют одни только звезды. Я имею в виду антрепризы. В данном случае актеры себя не открывают, а играют со своими штампами, приколами, которые уже известным мне и так уже выше крыши... они просто изображают сюжет, а режиссер, который приглашается на эту антрепризу продюсером, разводит их, чтобы они не сталкивались лбами.

О провинциальных театрах

Может, в какой-то степени я буду противоречить себе, но... Но мне интересно, что сегодня провинциальный театр может противопоставить столичному. И за счет чего он может выжить. Сила провинциального театра - в его ансамблевости, так как в столице все актеры раздерганы. Фактически, репертуарных театров не осталось... они номинально существуют, но по духу и атмосфере они уже давно не репертуарные театры. Актеры заскакивают на спектакль быстренько, быстренько его играют, бегут в другое место - на съемки в кино, телевидение и так далее. Репертуарные театры превратились в такие места, где можно отдышаться, отсидеться неработающим актерам, а для актеров занятых, разрекламированных - это место, где они могут совершенствовать свое актерское мастерство... В кино это невозможно.

О восприятии театра

Зрители, которые с детства не ходили в театр – они условный язык театра во взрослом состоянии почти не понимают. Не потому, что они безграмотные, а потому, что у них нет зрительского опыта. Игра, лежащая в основе театра – условность существования, условность времени – требует определенной подготовки. То же самое у писателей. Например, покойный Василь Быков тоже не понимал и не принимал этого. И когда инсценировали его произведения к дням победы, он плевался по поводу этих спектаклей, хотя они были очень интересные... Кино не условный вид искусства, по сравнению с театром - оно более натуралистично. Не берем, конечно, Феллини, Бессонна. Там другие законы, они более понятны и приемлемы зрителю.

О театральных тенденциях

Идет борьба режиссеров с драматургами. Режиссеры не в силах прочитать драматургов, не в силах подчинить себя этой энергии... и идти вслед за ней. Они начинают использовать драматургов как кальку, вписывая туда свои сочинения, а их виденье мира – опять-таки, в большинстве своем – плоское и трафаретное. Недаром же существует в театре такое понятие, как сверхзадача.

Семидесятые годы были объявлены временем режиссерского театра, потом он начал исчезать - началось все это с инсценизации прозы, так как у нас не было современной драматургии.

И режиссеры ставили того же Распутина, Астафьева, Абрамова, и так далее, и так далее. Потом объявили что этот вид театра умер, наступает эра актерского - фигушки, ничего подобного. Такой пример: Малый театр - консервативный театр, там сохраняется актерская школа, не столько психологического театра, а того самого - александрийского театра, которого у нас почти не осталось. Актеры моноложного способа существования. И казалось бы, в эру актерского театра, он должен был выйти на первый план. Ничего подобного не происходило, пока не пришел Сергей Женовач и не поставил “Горе от ума” - и “Мнимого больного”, который я буду смотреть сегодня здесь...

О театральной реформе

Не будет этого... не будет, на полную самоокупаемость театры не переведут, хотя, конечно будут какие-то изменения... Пока закон о театре не подписан, и не знаю когда это состоится. Ориентируйтесь на высокую политику - что они говорят про дедушку Ленина, а до сих пор он лежит в мавзолее. Ждут, пока уйдет последний ленинец, и тогда можно будет его безболезненно убрать. В этом плане пока сильна та генерация актеров и режиссеров, которые воспитаны репертуарным театром; пока эти режиссеры и актеры у власти, до тех пор театр будет существовать.

О хорошей критике

Статья о театре должна быть хорошей окрошкой, которая должна вмещать в себя все.

И, конечно, надо подавлять в себе "умность"...

Беседовала Татьяна Жаркова, БАБР.RU

© Babr24.com

КультураИркутск

4265

07.02.2006, 14:35

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=27419

bytes: 8866 / 8817

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Беседовала Татьяна Жаркова, БАБР.RU.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4831

25.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6199

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

8983

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10031

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8711

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11883

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9584

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13335

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

17410

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15339

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

26476

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16501

21.10.2024

Лица Сибири

Свинина Марина

Кожеуров Денис

Алешина Надежда

Геевский Олег

Усс Александр

Еловский Дмитрий

Семенов Дмитрий

Хорошева Ирина

Шахматов Александр

Ляхов Андрей