В Прибайкалье появился новый шаман
Новый шаман появился на Байкале. Редкий обряд посвящения можно было наблюдать 19 октября в центре деревни Тонты Ольхонского района. Священное таинство состоялось под молитвы трех самых почитаемых шаманов Прибайкалья. Прежде чем стать настоящим шаманом, "избранный богами" переболел "шаманской болезнью", совершил определенные обряды, а также принес в жертву богам сивого козла и двух баранов.
Чести называться шаманом удостоился уроженец деревни Анги Ольхонского района Михаил Ербанов. Молодой человек, которому чуть за тридцать, работает водителем-грузоперевозчиком. Несколько лет назад он понял, что избран богами: у Михаила началась так называемая шаманская болезнь. Симптомы ее хорошо знакомы всем шаманам: бессонница, необычные видения и вещие сны. Чтобы удостовериться, что он посланец богов на земле и поэтому миссия его священна, Михаил Ербанов ходил к предсказателям.
Как выяснилось, шаманские силы перешли к нему от его бабушки. В молодости она вышла замуж за человека, в роду у которого были шаманы. Поэтому, несмотря на то что сам Михаил принадлежит к совсем не шаманскому роду Хамнэ, шаманский корень Утхэ достался наследнику от бабки. После этого четыре года Ербанов проводил различные обряды, подражая действиям настоящих шаманов и таким образом подготавливая себя к дальнейшей шаманской деятельности. И вот наконец настал день, когда старейшины древнейших бурятских родов собрались вместе на совет и решили одобрить посвящение Михаила в служители культа.
Покровители кузнецов потребовали сивого козла
Ритуал посвящения в шаманы проходил в деревне Тонты Ольхонского района. Эта маленькая старая деревенька считается священной, потому что в незапамятные времена ее основал сильнейший шаман - Яртага. Жил он здесь же. Именно в Тонтах местные жители часто осуществляют жертвоприношения.
Место для обряда старейшины выбрали давно - в самом центре деревушки, сразу за школой, из досок сколотили нечто вроде маленького загона. С утра сюда приехали родственники посвящаемого и старейшины родов - из Анги прибыл Игнатий Харгоев, из Бугульдейки - Тихон Даханов. Присутствовал на обряде подношения духам известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев.
Приготовления к совершению таинства начались с того, что мужчины выгрузили из машины двух баранов, козла с огромными рогами и большой котел для мяса. Под молитвы мужчины зарезали козла, предназначенного для духов кузнечного ремесла, затем двух баранов - для духов усопших шаманов и предков посвящаемого. Полдня мясо варили в огромном котле, затем кости животных отделили от мяса и собрали в анатомическом порядке, произнося молитвы под звуки бубна. Обряд продолжался до позднего вечера. Когда оборвались последние слова молитв, избранный стал настоящим шаманом.
Последний обряд под водочку
Обряд посвящения в шаманы, сопровождающийся приношением жертв, - явление редкое. Например, Валентин Хагдаев, известный далеко за пределами Иркутской области, за годы своей шаманской деятельности присутствовал на подобных посвящениях несколько раз - на посвящении парня из Удыгея, двух женщин из Бурятии, мужчины из деревни Огул Ольхонского района. Последний раз Хагдаева приглашали на посвящение в шаманы в Приморском крае. По тем обычаям в жертву богам принесли петуха. У Михаила Ербанова это значительное жертвоприношение духам было первым и, скорее всего, последним под водку. Летом в деревне Корсук Эхирит-Булагатского района на собрании шаманов и старцев было решено постепенно отходить от обычая капать водкой в святых местах и во время совершения ритуалов.
- Нужно возвращаться к старым традициям нашего народа, - считает шаман Валентин Хагдаев. - Когда-то все обряды совершались святой белой пищей - тарасуном и молоком, а на барисанах духам подносили пшено или табак. Впредь будет так же.
Станут ли люди уважать и почитать нового шамана - зависит исключительно от него самого: шаман не должен злоупотреблять алкоголем, а все свои действия и молитвы обязан направлять исключительно на благо людей.