Иркутский предприниматель Денис Шлыков восстанавливает церкви
Наверное, нигде нет столь уникального смешения архитектурных стилей, как у нас, в сибирской глубинке. Начав формироваться в 17 веке, благодаря переселенцам, ссыльным, и просто искателям новой жизни, сибирские постройки вобрали в себя черты архитектурных школ Центральной России, Поволжья, Малороссии и Беларуси.
И, конечно же, ярче всего это отражается в архитектуре церквей – ведь именно церкви были центрами культуры и духовности городов и поселений. Именно храмы были тем объединяющим центром, благодаря которым люди жили не в отдельных домах, а чувствовали себя частью чего-то большого и важного, чувствовали себя общностью.
К сожалению, за девяносто лет Советской власти многие из храмов были разрушены, какие-то – окончательно, какие-то были перепрофилированы под учреждения досуга советской молодежи, каике-то и вовсе разобраны на кирпичи. Наиболее трагичной в этом отношении историей является, конечно же, величественный Казанский кафедральный собор, стоявший когда-то на месте нынешнего здания областного правительства. Кирпичный бой и мелкая крошка, оставшиеся после взрыва собора летом 1932 пошли на бутовку центральной площади Иркутска - ныне площадь графа Сперанского.
Нужно сказать, что жители Иркутска, вне зависимости от своего вероисповедания и отношения к религии вообще, воспринимали начатое новой властью разрушение церквей с испугом и непониманием. Ведь храм – это не просто религиозное сооружение, это место, которое имеет огромное значение в культурном аспекте, это составная часть исторического облика города. И потому еще многие годы здание Дома Советов (так тогда назывался нынешний "Серый дом") воспринималось как абсолютно чужеродное и занимающее чужое место.
Конечно же, разрушение главного и красивейшего храма Иркутска имело, в первую очередь, идеологическое значение. Столица Восточной Сибири не могла по тем временам позволить себе иметь в самом своем сердце живой символ старого времени, но, к счастью, в небольших городах и поселках энтузиазм богоборцев от коммунистической партии был гораздо меньше. Само собой разумеется, что мало где остались храмы, действовавшие с момента постройки непрерывно, пережившие советское время и достоявшие до наших дней, но эти места жители помнят и около пятнадцати лет назад началась активная работа по их восстановлению.
И если в больших городах эта работа ведется в том числе и за счет средств государства, восстанавливающего храмы как объекты культурного наследия, за счет средств крупных благотворительных фондов, то в небольших селениях вся нагрузка ложится на прихожан, которые всем миром восстанавливают свои церкви. Особенно интересной в этом смысле видится история нескольких храмов Куйтунского района, которых объединяет старая легенда, воплощением которой в жизнь принял решение заняться мэр Куйтунского района Андрей Иванович Полонин.
Для него эта земля – не просто место работы. Он живет здесь с рождения, и до прихода в районную мэрию работал в местной школе учителем истории, был директором Куйтунском в приюте для детей и подростков... Наверное, историческое образование удачно сошлось с искренней любовью к малой Родине, и поэтому Александр Иванович скрупулезно собирает всю возможную информацию о церквях, храмах и каждой часовне, которые есть сейчас или же когда-то были расположены в селах и деревнях возглавляемого им района.
"Помню, в детстве бабушка рассказывала мне легенду, о колокольном звоне трех церквей. Это были церкви с. Кимильтея, с. Уян и с. Барлук", – говорит мэр Куйтунского района, – "Колокольный звон этих храмов был прилажен друг к другу таким образом, что добираясь по воде речки Ока, звон колоколов Кимильтейского храма доходил до церкви в Уяне, а когда начинали звонить в Уяне, звон был настолько сильным, что доходил до старинной церкви в Барлуке... И в большие церковные праздники получалось, что жители сел, отстоящих друг от друга на многие километры, оказывались связанными невидимой нитью, и оттого праздник становился светлее и радостнее. Не знаю, правда это или просто красивая легенда, но я для себя решил, что восстановить эти церкви будет делом хорошим и важным".
Поспорить с последней фразой сложно – да и жители поселков эту инициативу полностью поддерживают. К примеру, у церкви в с. Уян долгая, трагическая и глубокая история. Церковь Михаила Архангела была возведена там в деревянном исполнении еще в конце 18 века, и простояла более ста лет. И уже в конце века 19 на средства жителей села была возведена церковь каменная – строил ее известный строительный подрядчик Е. Куклин, который уже к тому времени возвел несколько каменных храмов на территории губернии, в том числе в Зиме и Кимильтее. Однако столь радовавшему сердца жителей села храму простоять в таковом качестве удалось недолго – уже в 1930 году с церкви были снята кресты и купола, и в следующее десятилетие в здании был организован клуб. А незадолго до начала Великой Отечественной Войны оно было перепрофилировано под машинотракторную станцию.
На сегодняшний день церковь эта не действует, и несколько десятков лет назад к каменному зданию был сделан деревянный пристрой. В нем сегодня снова работает сельский дом культуры, который не так давно был отремонтирован по программе "100 модельных домов культуры Приангарью". Закуплено оборудование, сделан косметический ремонт, оставлены кабинеты... Но некоторое время назад состоялся сельский сход жителей села, на котором едва ли не единогласно было решено: каменную церковь нужно восстанавливать. В настоящее время идет поиск подходящего здания для того, чтобы перевести клуб, и только после этого начнутся работы по восстановлению этого памятника архитектуры.
"Мы понимаем, что у нас светское государство, и потому сначала мы решаем вопрос с клубом, даем детишкам возможность продолжать занятия, и только потом приступаем к восстановлению церкви. Хотя и иное для нас важно – жители искренне хотят вновь гордиться своим селом, и церковь будет к тому – первым, большим, но отнюдь не последним шагом" ¬ объясняет глава Уянского сельского поселения Владимир Михайлович Тирских.
Разумеется, что в столь затратном деле, как восстановление храма, в сегодняшней ситуации жители села своими силами не справятся, и потому уже достигнута договоренность с рядом спонсоров этого проекта, самым крупным из которых является Денис Шлыков. Шлыков, предприниматель из соседней Зимы, восстановил уже не одну и не две церкви на территории Зиминского и Куйтунского районов. Жители Куйтуна будут помнить, что благодаря в том числе и его усилиям был восстановлен Храм Всех Сибирских Святых – ведь с 1999 года по сей день богослужения в Куйтуне совершаются в бывшем здании районной инспекции Госстраха. До открытия и освящения храма осталось совсем немного, и все чаще его исполненные красоты резные стены притягивают взоры проезжающих людей.
Но есть на территории района и еще одна церковь, которая хоть и менее известна, чем Уянская и Куйтунская, но не уступает им по старости, красоте и истории ни на шаг. Это церковь в селении Большой Кашелак – старинная, старая, деревянная, с уникальной стропильной конструкцией, аналогов которой в Сибири больше не встречается вовсе. Она чудом сохранилась и выстояла почти что сто лет, которые она существует, и ее восстановление все еще возможно все еще пригодна к восстановлению.
"Эту церковь нам терять никак нельзя, ведь такой конструкции, как у нее, в Сибири больше нет. Такие решения зодчих встречаются, в основном, в Беларуси – и оно и понятно, ведь у нас все село почти что – это потомки переселенцев оттуда, приехавшие сюда во второй половине девятнадцатого века", – с гордостью рассказывает глава Больше-Кашелакского сельского поселения Галина Алексеевна Алексеенко, – "Несколько лет назад к нам приезжали из музея Тальцы, хотели вывезти церковь, но мы не позволили. Провели народный референдум, устроили настоящее голосование – и все жители высказались за то, чтобы церковь у нас осталась. Мы там субботник после этого провели, убрали мусор, расчистили и выровняли площадку перед храмом – будем всем миром восстанавливать".
Уже сейчас к храму привезены пиломатериалы и брус, и в следующем году будут меняться нижние венцы храма – и тогда момент, когда церковь Михаила Архангела вновь станет действующей, останется не за горами. Впрочем, не так давно с участием Епископа Саянского архимандрита Алексия там уже была проведена служба для местных жителей, которая и ознаменовала начало новой жизни для уникального памятника деревянного зодчества Восточной Сибири.
В восстановлении будут принимать участие и местные жители, и неравнодушные люди со всей области. кому небезразлична судьба культурного наследия своего родного края. Немалую роль в этом сыграли и работники ООО "Байкал Форест", которые абсолютно бесплатно, вместе со своим руководителем Денисом Шлыковым уже немало сделали для Большого Кашелака. Ведь помимо церкви, там есть и старинный дом священника, и дом дьякона, которые служили в этой церкви, и дом купца... Все вместе это могло бы составить уникальный архитектурный ансамбль, который можно было бы превратить в действительно интересное место для туристов – для этого нужны лишь силы, время и чуть-чуть везения. Впрочем, с той энергией и верой в себя, с которой работают над этим жители села и окрестных деревень, ничего невозможного нет. И, возможно, уже через несколько лет на туристической карте Иркутской области появится новая точка, а Большой Кашелак обретет свое второе дыхание.
Самой же старой церковью на территории Куйтунского района на сегодняшний день является церковь в с. Барлук. По рассказам местных жителей, она была построена в 1805 году, и была одной из самых больших по тем временам – пять куполов, колокольня около трех десятков метров в высоту... Тогда ее красота и величие были сопоставимы по величию и красоте с отреставрированной ныне церковью в п. Тельма, что по Московскому тракту. Однако, как это, к сожалению, бывало в советское время, в церкви был организован клуб, ее купола были убраны, а после клуба там и вовсе расположилась торговая точка с хозяйственными товарами.
Сегодня есть энтузиасты, которые готовы тратить свои силы и время, чтобы столь знаменитая когда-то церковь не разрушилась окончательно. Своевременно идут длительные процедуры оформления и подготовки документации, разработки проекта. Восстанавливается по крупицам исторический облик храма, по архивам собираются документы, здание потихоньку приводится в порядок... И если все эти усилия увенчаются успехом, то когда-нибудь колокольный звон, как в той самой легенде, поплывет над рекой Окой от села к селу, вселяя в сердца людей радость и покой.
Конечно же, в рамках одного материала мы не смогли рассказать обо всех церквях, которые восстанавливаются у нас в области, мы не смогли упомянуть и жителей всех поселков, деревень и сел, ратующих сохраняют наше культурное наследие для грядущих поколений. Ведь восстановление культуры всегда начинается с памяти – памяти о прошлом, пусть и поруганном, пусть на протяжение десятилетий втаптываемом в землю, но возрождающимся, как Феникс, из пепла. Нельзя строить будущее, не заложив под него крепкий фундамент из истории и культуры – и то, что сегодня это понимают все – от жителей городов и муниципальных образований до глав администраций и предпринимателей, вселяет надежду на то, что не все еще для нас с вами потеряно.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!