Чтобы достучаться до мозга, нужно тронуть сердце
Показ короткометражных документальных мультимедийных работ «РУЛЕТ» прошел в Иркутске в пятницу, 18 декабря.
В программе были представлены работы авторов из России, Украины, Беларуси, Швеции, Дании, Испании и Великобритании.
Всего «РУЛЕТ» проходит в третий раз, однако в столице Приангарья проекты показали впервые. Бабр встретился с Антоном Климовым – фотографом и организатором показа в Иркутске и узнал, что скрывается за расплывчатым понятием «мультимедийная работа», а также, почему мультимедиа становятся новым трендом в документалистике.
- Антон, расскажи, как ты познакомился с показом мультимедийных работ «РУЛЕТ»? И почему решил организовать показ в Иркутске?
- Познакомился просто. Я уже много лет занимаюсь репортажной съемкой и понял, что это направление нужно развивать, двигаться в нем дальше. Мне показалось логичным, чтобы моя репортажная фотография перетекла в документальную фотографию. Записался на онлайн курсы и уже в процессе обучения узнал про такое событие как «РУЛЕТ». Ну и поскольку я нахожусь в контексте современной документальной фотографии, мне сразу стало понятно, что материал показа будет интересным. Уж как минимум, мне и парочке человек наверняка, а в идеале и широкому зрителю тоже.
- «Мультимедийная работа» - формулировка достаточно общая и человеку несведущему ни о чем, в общем-то, не говорит. Как бы ты объяснил, что это такое?
- Лучше всего сказано в программе самого «РУЛЕТА». Слово в слово я, конечно, не скажу, но общий смысл примерно такой: мультимедийная работа - это смесь из фото, видео, аудио и текста для рассказа о какой-либо истории.
В содержании работы может соблюдаться своя драматургия, развиваться конфликт, действие, допустима также и постановка вопроса. Из содержания в свою очередь вытекает форма. Как раз таки благодаря смешению различных видов медиа, их компоновке, авторы решают, как рассказать свою историю наиболее красочно и доступно.
А вообще, истоки этого жанра лежат в документальной фотографии. Просто настал момент, когда люди поняли, что одних фотографий им недостаточно, чтобы максимально ярко и полно раскрыть свою идею. Поэтому и начали объединять фото с другими медиа.
- Смешение различных медиа, - что нового оно дает документалистике?
- Новую форму, прежде всего. Смешение дает размах для творчества, происходит расширение границ.
- Какую цель ставит перед собой автор такой работы? Информировать? Развлекать? Образовывать?
- Цель мультимедийной работы (как и в документалистике) это не развлечение. Я бы сказал так: как минимум – информировать, как максимум – дать стимул задуматься или побудить к действию. Вот, если точнее, то пробуждать. Очень хорошее слово. Оно достаточно емко описывает цель. Но здесь тонкий момент, - чтобы достучаться до мозга, нужно тронуть сердце.
- Тогда насколько для мультимедийной работы важен элемент художественного?
- В наше время элементы художественности вообще очень важны. Конкуренция между медиа высокая, и на одном содержании выехать сложно – его еще нужно круто, красиво раскрыть. Хотя, опять-таки, дать красивую картинку, понятное дело, - мало. Должна быть мысль, а художественность лишь подчеркивает содержательность работы, помогает правильно расставить акценты.
- Хорошо, теперь давай по поводу пробуждения. Как зрители восприняли «РУЛЕТ»? Какие мысли и чувства он пробудил у иркутян?
- Все сработало. Дело в том, что после показа было небольшое обсуждение. Люди говорили, что их зацепило. Процесс чужих чувств и мыслей – он сложный, и я не хотел бы в него вторгаться, но многие посетители сказали, что задуматься было над чем. Если же говорить конкретно о себе: мне, как фотографу, даже на профессиональном уровне есть что почерпнуть. Какие-то приемы, заходы, идеи для будущих документальных проектов.
- Негативных комментариев не было?
- Нет. Но вообще, если говорить об эмоциях или комментариях, не обязательно только негативных, то я считаю, что они характеризуют не событие или факт, а самого комментирующего. По сути это демонстрация внутреннего мира, образа мыслей и жизни. Все мы разные, и классно это осознавать.
- Ты затронул очень интересную тему, сказав, что комментарий, он о комментаторе, а не о событии. В связи с этим интересно - не происходит ли то же самое с самими мультимедийными работами? Ведь если для них важен художественный элемент, то об объективности говорить не приходится. Означает ли это, что, глядя на чью-либо работу, мы видим, собственно, не рассказ, а рассказчика?
- Да, такое есть. Но тут важно понимать, что один из главных принципов документалистики это честность. То есть автор должен сразу заявить, чем является его продукт, отражение ли это чувств, или же отстраненный показ ситуации со стороны. Автор имеет право быть субъективным (к слову, зритель его тоже имеет), просто автор обязан об этом предупреждать.
- Как думаешь, как со временем будет развиваться жанр мультимедийной работы? Не качнет ли его в сторону одной художественности, либо, наоборот, документальности? Или же эта форма не может быть стабильной в принципе?
- Думаю, оба эти элемента равноценны. Просто зависит от конкретного автора – чему он отдает предпочтение. Тенденция, если и прослеживается, то, наверно, к тому, чтобы развитие шло планомерно, работа должна быть и высокохудожественной, и правдивой, и осмысленной.
Всего в рамках программы «Третьего РУЛЕТА» было показано 10 работ. Бабр делится двумя наиболее запоминающимися.
«Хроники», 2013
Авторы признаются, что, приступая к созданию «Хроник», им хотелось поработать с темой страха. Идей для этой темы было много, но остановиться решили на истории «Слепой путь», опубликованной в одной из датских газет. В материале говорилось о датчанине по имени Михаэль Беллерс Мадсен, который в 39 лет внезапно начал терять зрение. Врачи оказались бессильны, Михаэль ослеп. Авторы «Хроник» говорят: «Мы хотели сделать историю о принятии вещей, как они есть… история Михаэля дает нам возможность подумать о смене приоритетов в своей жизни»
Kronikken/The Chronicle (English Version) from DMJX photojournalism on Vimeo.
Выдержки из «Хроник»:«Вначале основным чувством был ужас… сухость во рту, бессонница. Я не мог ни понять, ни принять этого. Врачи отчаянно хотели помочь, с их стороны не было недостатка этом желании…»
«Не могу сказать, что когда-либо всерьез думал о самоубийстве, но я, конечно же, задумывался о том, стоила ли эта жизнь того, чтобы жить»
«В своих снах я снова зрячий. Там я окружен вещами, которые я все еще узнаю»
«Культура противостояния», 2015
«Культура противостояния» рассказывает о событиях Евромайдана. Автор работы - киевский фотограф Максим Дондюк – говорит о концепции работы следующее: «С самого начала Евромайдан превратился в реальный спектакль, где началась борьба противоположностей. Добро и зло, свет и тень, густой черный дым и белизна февральского снега, оранжевые каски на черном. На революционном холсте жуткие кровавые сцены переплетались с невероятно красивыми видами. Евромайдан стал одной из самых красивых революций, словно сцены из голливудских фильмов.
В своих фотографиях я попытался показать масштаб всего, что произошло в центре страны. Очень часто я терял грань между реальностью и вымыслом. Я забыл место, время и причину того, что происходит. В один момент сцены битвы напоминали страшные дни предыдущих войн. В другой момент - морозный, огненный бой превратил Майдан Незалежности в фантасмагорическое место. Беззаботный и шумный Киев полностью утратил знакомые черты».
CULTURE of the CONFRONTATION from Maxim Dondyuk on Vimeo.
Фото: Антон Климов
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!