Кино-2015: Из деревни дураков в город инфантилов
В прокате Иркутска и области – «Тупой и еще тупее-2», слабоватый, но не безнадежный сиквел знаковой комедии 90-х.
«Тупой и еще тупее-2» (Dumb and Dumber To) (16+). Режиссеры: Бобби Фаррелли, Питер Фаррелли. США, 2014
Со славных деньков, когда Ллойд (Джим Кэрри) был безнадежно влюблен в рыжеволосую аристократку, а его лучший друг Гарри (Джефф Дэниелс) пытался ему помочь, как-то незаметно прошло двадцать лет. Растраченный в неделю чужой мильон долларов так и остался самым ярким пятном в скудной событиями жизни двоих редкостных тупиц – не разлей вода. Все эти последние годы Ллойд притворялся «овощем», прохлаждаясь в психбольнице, а Гарри ежедневно его навещал и, следовательно, тоже потратил время впустую. Но вот Ллойд самовольно «ожил» и выписался, а у Гарри как раз появились две новости – хорошая и плохая. Оказывается, у Гарри живет его взрослая дочь в штате Мэриленд (Ллойд понимает, что это хорошая новость, облизываясь на фотографию 20-летней красотки). Но при этом счастливому отцу срочно требуется новая почка, иначе он умрет. Не медля ни минуты, друзья едут в Мэриленд – знакомиться с Гарриным чадом. А поскольку «дочка» рифмуется с «почкой», они резонно решают, что и последнюю как-нибудь уж обретут в том же штате.
Если бы фильм снимался под лозунгом «Назад в девяностые!», ему бы не было цены. Но это, к сожалению, не так
Сиквел лучшего фильма с Джимом Кэрри оказался наиболее удачной работой главного комика 90-х за последние лет десять. Джим даже выглядит здесь куда моложе, чем, например, в каком-нибудь «Вечном сиянии чистого разума». Да и его куда менее известный партнер, но тоже блестящий комедиант – Джефф Дэниелс – в «Тупом-2» словно бы расцвел. Кстати, этот Дэниелс вообще где-нибудь снимался в те самые двадцать лет, пролегшие между двумя «Тупыми»? Прямо и не припомнить каких-то заметных его работ…
Словом, «Тупой и еще тупее-2» – комедия приемлемая, преимущественно забавная, местами даже смешная и уж точно не позорная для знаменитых братьев Фаррелли, которые давно уже не революционеры по части расширения границ комического, но все еще остроумные ребята, знающие толк в гэгах, издевках, тупизне и еще большей тупизне.
Новообретенная дочка Гарри (а может, и Ллойда) похожа на обоих друзей и даже превосходит их в тупости
Одно только но: по сравнению с первой частью вторая – это все-таки совершеннейший проходняк и ничего не значащее «упражнение в стиле». Шаг назад по всем направлениям. Вот такой парадокс: вроде бы и артисты, и режиссеры – в форме, и поухмыляться есть над чем, и не испытываешь на просмотре ни отвращения, ни усталости, а в итоге все равно чувствуешь, что тебя обманули. Недодали «ржаки», не предоставили и малой толики того праздника, каким по сей день является «Тупой и еще тупее-1994».
И виноваты в этом все те же братцы Фаррелли, которые, как уж сказано, не стали с годами хуже, а просто за последние 20 лет постепенно сменили основное направление своей юмористической деятельности. В девяностых они потешались не столько над тупицами, сколько над неудачниками, такими, как герой «Все без ума от Мэри» (лучшая роль Бена Стиллера!) или «Заводилы» (одна из лучших у Вуди Харрельсона!). Как ни странно, но и дебютный суперхит братьев повествовал скорее о лузерах, нежели о тупарях. Жизненность в оригинальном «Тупом и еще тупее» была запредельная, что превратило этот фильм де-факто в пронзительную трагикомедию, практически не уступающую, скажем, шедеврам Георгия Данелии.
Время не сильно состарило Гарри и Ллойда. Последний даже стал похож на молодого Олега Борисова
В нулевых и десятых годах Фаррелли переключились на сплошные гротеск, буффонаду и цирк с конями, апофеозом чего стал их предпоследний на сегодня фильм «Три балбеса» (2012) – полнометражный ремейк допотопного американского сериала про дураков такого масштаба, что даже термин «имбецилы» в применении к ним выглядел бы комплиментом. Вот и обновленные Ллойд с Гарри из правдоподобных (пусть и со странностями) молодых людей превратились в совершенно фантастических по инфантильности и придурковатости существ. И уж эту трансформацию нельзя ни извинить, ни искупить, ни оправдать и ни одобрить. Даже и при всем снисхождении.