Кино-2014: Одинокий бродяга ненависти
В иркутском прокате – антиутопический триллер «Ровер», относительно мощное роуд-муви, в котором Гай Пирс колесит по родной Австралии за бандитами.
«Ровер» (The Rover) (16+). Режиссер: Дэвид Мишо. Австралия, США, 2014
Австралия, недалекое – и невеселое – будущее. Произошел небольшой локальный апокалипсис и т. д.; в общем, на пятом материке все стало очень плохо. Скверно на душе и у насупленного бородача Эрика (Гай Пирс), особенно после того, как несколько беспредельщиков (впрочем, людей иного склада в этом фильме вообще нет) угнали его машину. Судя по всему, это старенькое авто было единственным достоянием нашего «ровера» (бродяги, говоря по-русски), а посему неудивительно, что, став жертвой грабежа, Эрик просто с цепи сорвался. И помчался за похитителями, сначала прихватив чужую тачку, а затем оружие. В конце концов он подбирает и раненого юношу (Роберт Паттинсон) – родного брата одного из тех, кого Эрик преследует. Юноша явно страдает слабоумием, но, как вскоре выясняется, помощник из него практически незаменимый.
На «зеленом континенте» всегда есть место зеленой тоске
Австралийский режиссер Дэвид Мишо четыре года назад дебютировал жесткой криминальной драмой «По волчьим законам», номинированной на «Оскар» и получившей лестный отзыв от самого Тарантино. То была основанная на реальных событиях нелицеприятная история о грязных разборках полицейских и воров в Мельбурне 1988 года. Новейший «Ровер» – это, напротив, сугубо выдуманная историйка с приевшимся постапокалиптическим душком. Грязи, сволочизма и кровавой жатвы хватает, однако, и здесь.
Но о культовой серии фильмов «Безумный Макс», прославившей Мела Гибсона (опять-таки австралийца), тут лучше и не вспоминать. На деле вторая картина Мишо куда больше напоминает перехваленное в свое время занудство под названием «Дорога» (2009), где по обезлюдевшей Земле будущего рыскали такие же вот неприкаянные «роверы», как герои Пирса и Паттинсона.
Гай Пирс – это даже круче Пирса Броснана
Гай Пирс – еще один австралийский (да и не шведом же ему быть) актер, да притом именно такой, наличие которого в какой бы то ни было ленте заведомо говорит зрителю: совсем уж скучно не будет. На Пирса интересно смотреть и когда он подолгу молчит в кадре, и даже когда вообще не шевелится. Так что не будет преувеличением сказать: не кто иной, как Гай, «делает» этот фильм. Его герой скуп на слова и вообще изрядно заторможен (исключая нередкие, надо сказать, здешние моменты, когда ему необходимо кого-нибудь по-быстрому замочить), и представить другого артиста – необязательно из Австралии – в этой роли весьма затруднительно.
Паттинсон в кои-то веки выглядит не таким уж патиссоном
Юродивого пирсовского подельника изображает британец Паттисон, прославленный «Сумерками», – и изображает даже и не так худо, как можно было ожидать. Велик соблазн заявить, что это вообще лучшая на сегодняшний день работа бывшего гламурного вампира. Да так оно, пожалуй, и есть, хотя сразу заметим, что выше собственной головы Роберт тут все-таки не прыгнул.
Сдержанных комплиментов заслуживает и режиссер (он же сценарист). В «Ровере» – тьма недостатков, но их почти уравновешивает ряд неоспоримых достоинств постановки. И главное из таковых – выверенный стиль картины, навязчивый, но ничуть не фальшивый. Пустынные пейзажи, сами по себе провоцирующие депрессию. Заторможенная отмороженность всех без исключения героев. Насилие как скучная, постылая, обрыдшая обыденность. Тягучий, атмосферный саундтрек – не хуже, чем в зачаровывающем фильме «Побудь в моей шкуре». Кабы не дурацкий финал, будто взятый напрокат из затрапезной комедии абсурда, можно было предрекать «Роверу» долгую жизнь в качестве еще одной культовой малобюджетной «жести».