Кино-2013: Где-то внутри в каждом из нас есть бесконечный кос-мас…
В прокате Иркутска и области – роскошный и даже грандиозный космический триллер «Гравитация».
Гравитация» (Gravity) (12+). Режиссер: Альфонсо Куарон. США, Великобритания, 2013
В открытом космосе – трое: женщина-астронавт Райан Стоун (Сандра Баллок) починяет знаменитый телескоп «Хаббл»; чем-то подобным занят и ее коллега, имени которого мы так и не узнаем, а лица – не увидим. Вокруг них кружится веселый астронавт Мэтт Ковальски (Джордж Клуни), непредусмотрительно тратя топливо персонального ракетного двигателя. Вскоре на них с внезапной стремительностью налетят остатки почему-то взорвавшегося российского военного спутника. В результате уничтожен шаттл со всем его экипажем, кроме Райан и Мэтта. Но радоваться этим двоим отнюдь не приходится: выйти в открытый космос легко, «зайти» же обратно – проблема, так сказать, вселенского масштаба.
Чем старше становится Сандра Баллок, тем больше таланта и даже обаяния она обнаруживает
«Оскар-2014» уже не за горами – и в прокате после безмозглого блокбастерного бума, свойственного летнему времени, понемногу начинают появляться большие серьезные полотна, к которым чаще всего трудно отнестись хотя бы без уважения. «Гравитация» – именно такое полотно; наверное, кто-то и сможет взглянуть на него без особой симпатии или сильного интереса, но уж нисколько не зауважать столь грандиозную картину – это что-то из разряда фантастики: ну не существует настолько скептических кинозрителей.
Кстати, сама «Гравитация», в соответствии со своим строгим названием, от которого у иного школьника автоматически заболит голова, фантастикой не является ни в коей мере. Даже в смысле физики, давно и прочно утвердившейся в качестве ахиллесовой пяты высокобюджетного голливудского кино, в «Гравитации» все обстоит на удивление приемлемо.
Ролью в «Гравитации» Клуни искупил свой грех за съемки в постыдном американском «Солярисе»
Но главное здесь – даже не правильный подход, а более чем внушительный результат. Ради тех космических панорам, на фоне которых действие фильма фактически и протекает, авторам можно было простить любые натяжки и глупости.
Некоторых недостатков «Гравитация» и не лишена – здесь скупая драматургия, спорадическая заторможенность, да еще и изрядная сентиментальность. Но все искупается одним только визуальным совершенством ленты, по поводу которого наконец-то не будут выглядеть преувеличением расхожие экзальтированные штампы: «лучшее за последние годы!», «такого еще не было!», «смотреть только в кино!». Все правда: и такого космоса нам еще вообще нигде не показывали, и столь уместного и «работающего» 3D еще, кажется, не было, и пропустить такое в кино (предпочтя, чего доброго, экранку) – преступление, граничащее с эстетическим самоубийством.
Таких берут в космонавтки!
О чем говорить, если сам Джеймс Камерон уже назвал «Гравитацию» лучшим из когда-либо снятых фильмом про космос. Если создатель двух самых кассовых картин в истории и погорячился в этом высказывании, то лишь самую малость. Нет, кубриковскую «Космическую одиссею 2001 года» «Гравитация» все-таки не обскакала. Но Кубрик снимал стопроцентное авторское кино – область искусства, которой сейчас вовсе никто не занимается. У «Гравитации» же, как ни крути, есть внятный жанр – приключенческий триллер. А уж в этом, как и во всех прочих популярных жанрах, фильм Каурона – да, лучшее на сегодняшний день кино про космос.