Кино-2013: Налетай, торопись – покупай живопИсь!
В иркутском прокате – новый фильм второстепенного итальянского мэтра Торнаторе «Лучшее предложение», рассказывающий о том далеком и порочном мире, где торгуют высоким искусством.
«Лучшее предложение» (The Best Offer) (16+). Режиссер: Джузеппе Торнаторе. Италия, США, 2013
Директор крупнейшего аукционного дома и обладатель «говорящих» имени и фамилии Вергилий Олдман (Джеффри Раш) дожил до старости в самодовольном одиночестве; главное достижение его жизни – это грандиозная коллекция шедевров живописи в подлинниках, скупленных обманных путем и хранящихся в секретном зале его особняка. Казалось, ничто не может потревожить размеренное и эгоистическое существование ловкого деляги, но внезапно в его экзистенции возникает загадочная девушка Клэр (Сильвия Хукс), страдающая агорафобией и не могущая в связи с этим самостоятельно распорядиться ценным имуществом, оставшимся после смерти ее родителей.
Согласившись помочь несчастной барышне разобраться с ее наследством (за хорошую плату, разумеется), мистер Олдман и не подозревал, в какой омут ныряет. Сначала он увлекся собиранием шестеренок от древнего механического андроида – детали эти повсюду валялись в пустом доме Клэр (сама она полфильма сидит в запертой комнате и на глаза никому не показывается). А затем Вергилий прельстился и самой Клэр, так-таки достучавшись до ее фобий и вроде как до сердца. Очевидной угрозы, которой разит от этого мезальянса, пожилой искусствовед словно бы и не чувствует.
К своей коллекции женских портретов герой опрометчиво захотел прибавить всамделишную дамочку из плоти и крови
«Лучшее предложение» – десятый фильм Джузеппе Торнаторе, одного из самых известных на сегодняшний день итальянских режиссеров. Торнаторе – скромный, но все-таки продолжатель кинематографических традиций своих великих предшественников. Конечно, не стоит и сравнивать данного «автора» с такими титанами авторского кино, как Феллини, Пазолини, Висконти, Антониони, Бертолуччи, Феррери и даже какой-нибудь Этторе Скола. Но одно то, что постоянным композитором фильмов Торнаторе выступает Эннио Морриконе – великий современник упомянутых титанов, с которым они тоже любили работать, – а каждая новая картина Джузеппе неминуемо отправляется в кругосветное путешествие по фестивалям, не позволяет сбрасывать Д. Т. со счетов современного европейского киноискусства.
Легендарного Дональда Сазерленда давно уже не снимают в главных ролях, хотя его харизма ничуть не потускнела с годами
Что ж, «Лучшее предложение» – далеко не худшая картина Торнаторе, но и далеко не лучшая (до самых известных фильмов Джузеппе – «Кинотеатр “Парадизо”» и «Легенда о пианисте» – «Предложение» не дотягивает ни в одном отношении). Все хорошее, что здесь есть, связано с выразительной игрой маститого австралийца Джеффри Раша («Пираты Карибского моря», «Король говорит»), а также эпизодического Сазерленда.
Конечно, можно было отдать режиссеру должное и за моменты удачного саспенса, присутствующие в первой половине ленты. Скажем, дважды повторяющаяся сцена подглядывания главного героя за девушкой не уступает по напряжению знаменитой слежке из шкафа в картине Линча «Синий бархат».
Как выяснилось, Джеффри Раш – все-таки не настолько гениальный актер, чтобы одним своим присутствием на экране затмевать все слабости сценария и режиссуры
Но в итоге это «упражнение в хичкоковском стиле» оказывается таким же жульническим, как и персонаж Раша. Все ружья здесь выстреливают наиболее предсказуемым образом: зрительское разочарование неминуемо. Если же вы хотите посмотреть действительно стоящее кино с участием механического андроида, обратите внимание на скорсезевского «Хранителя времени». Там вообще нет никакой интриги, но отсутствуют и какие-либо ложные намеки на нее. Не обманывать ожиданий – вот главное, к чему нынче должен стремиться уважающий свою аудиторию режиссер.