Вербное воскресенье
В последнее воскресенье перед Пасхой (на шестой неделе Великого поста) христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим.
Согласно Священному Писанию, Иисус после воскрешения Лазаря направился в Иерусалим, чтобы успеть к Пасхе – главному иудейскому празднику. У Елеонской горы он послал двух своих учеников в селение, сказав им: «Найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу» (Мф.21:2-3). Все было исполнено, и Мессия въехал в Иерусалим на ослёнке, как и было предсказано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин.12:15). Народ, уже узнавший о воскресении Лазаря, встречал его, размахивая вайями (пальмовыми ветвями) и радостно крича: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:12). Многие срезали ветви и бросали их на дорогу, а другие стелили под ноги Спасителю свои одежды.
Праздник в честь Входа Господня в Иерусалим – т.н. Пальмовое воскресенье – упоминается с IV века, но в западной традиции установился к VII веку. У католиков и православных в память об этом событии, во время всенощного бдения, символически встречают грядущего Спасителя, держа в руках свечи и освященные ветви (в южных странах – пальмовые, а в северных – вербные). Из-за этого обычая всю шестую неделю Великого поста называют «седмица ваий», а воскресенье на этой неделе именуется «Цветоносное», «Пальмовое» или «Вербное» («Вербница», «Вербич»).
В северных странах, где зимний холод держится подолгу, верба – первое зацветающее дерево – издавна считалась символом роста и жизненной силы, а также весеннего пробуждения природы. Молодые ветки с пушистыми «распуколками» напоминают верующим о воскрешении и победе над смертью; потому с ними и встречают Спасителя. Некогда в заготовлении вербы «очень живое участие принимали все – от царя до простолюдина». В Москве, например, сам царь со своими приближенными ходил ломать вербу на реку Неглинную. Целое вербное дерево также украшали на патриаршем дворе для особого крестного хода – «шествии на осляти». Этот обычай, заимствованный из Византии, упоминается в письменных источниках с XIV века. Шествие проходило от Успенского собора; для него наряжали «осля» (покрывали попоной белую лошадь) и украшали яблоками, разными фруктами и искусственными цветами большую вербу. Во время крестного хода нарядную вербу везли на санях, а следом сам царь вел за повод «осля», на котором восседал патриарх. С 1669 по 1678 гг. подобные шествия устраивались и в других больших городах, в них принимали участие местные архиереи и воеводы. Видимо, в подражание этому пышному обряду на западе Руси даже в XIX в. прихожане некоторых крупных сел и деревень в Вербное воскресенье привозили в церковь целую вербу и после освящения ломали себе ее ветви.
Освященная в храме верба чрезвычайно почиталась крестьянами и использовалась в самых разных ситуациях. Например, ее использовали как лекарство от самых разных болезней, как для людей, так и для домашнего скота. Почки и «распуколки» с освященной вербы (обычно по 9 штук) съедали для профилактики и лечения лихорадок, давали их бесплодным женщинам и кликушам; вербный отвар пили при больном горле, желудочных болезнях, лихорадках, мыли им детей «на здравие тела», делали примочки от опухолей и ушибов; порошком из растертой вербы посыпали раны. Освященную вербу давали скоту, чтобы предотвратить падеж; а больных животных часто окуривали вербой. В костромских селах в Вербное воскресенье запекали шишечки вербы в хлебцы и скармливали их скотине, а для людей выпекали «барашки» – печенье в форме вербных почек.
У всех восточных, а местами и у западных славян, было хорошо известно хлестанье вербой как профилактическое средство от болезней, порчи и бед. Например, у русских и белорусов поселяне, вернувшись из церкви в Вербное воскресенье, стегали друг друга и детей прутиками освященной вербы со словами: «Не я бью, верба бьет», «Бьем, чтоб здоровы были», «Верба красна, бей до слез, будь здоров!»; тех же, кто проспал заутреню, хлестали сильнее, и тоже с приговором: «Верба хлест – бей до слез».
Хлестание освященной вербой приурочивалось не только к Вербному воскресенью, но и к некоторым другим весенним праздникам. В частности, оно совершалось при первом выгоне скота в Юрьев день, когда хозяйки кропили с вербы коров святой водой, приговаривая: «Благослови тебя Господи и будь здорова», а потом теми же ветками выгоняли коров со двора; после этого ветки либо «пускали по воде», либо втыкали под крышу дома, чтобы скотина не заблудилась в лесу. При первом выгоне лошадей в ночное на Николу Вешнего табун тоже погоняли освященными ветками вербы.
Широко использовалась освященная верба и для защиты от грома, бури, небесного огня (поскольку считалось, что она прогоняет нечистых духов, по которым, собственно, и бьет молния). Например, во многих местах принято было в Вербное воскресенье затыкать принесенную из церкви вербу за образа, в потолки домов и хлевов, чтобы защитить строения от молнии и пожара. Вербные ветки также втыкали в поля и огороды, чтобы уберечь посевы от града и грызунов. Распространено было поверье, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю и град, а брошенная в пламя пожара – умеряет его. Освященные ветки вербы ставили на окно или жгли в печи во время грозы, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе»; иногда даже кропили грозовые тучи святой водой с веток освященной вербы или крестили тучу горящими ветками, чтобы прогнать ненастье.