Рокировочка. Про непоследовательность, кумовство и абсурд в Минкульте Бурятии
Культуру Бурятии трясет уже больше года — с момента назначения министром Соелмы Дагаевой. Эпопея с Бурятским театром оперы и балета — лишь следствие борьбы за власть внутри ведомства. Бабр рассказывает о кадровых течениях внутри Минкульта и их неизбежных последствиях.
Из грязи в князи и обратно
25 ноября 2017 года бизнесвумен Соелма Дагаева внезапно оказалось в министерском кресле. После изучения деталей ее биографии и заявления о том, что на подготовку к конкурсу министров она потратила полдня, в кулуарах заговорили о профпригодности Дагаевой. Впрочем, как обычно это происходит в Бурятии, споры закончились на «надо дать время».
О новом министре вспомнили 30 мая 2018 года, когда торжественное собрание общественности по поводу 95-летия со дня образования Республики Бурятия прошло на фоне слайда с детскими ошибками. Фотографии облетели соцсети — кто-то смеялся, кто-то оскорблялся. Мероприятие организовал Минкульт.
Тухлый помидор в сторону ведомства бросил даже бывший министр Тимур Цыбиков.
С тех пор позиции Дагаевой начали стремительно рушиться, пока не достигли нижней точки после увольнения директора Бурятского театра оперы и балета Аюны Цыбикдоржиевой. Потом была коррупция , коррупция опять, коррупция снова.
«Острая необходимость»
На фоне скандального увольнения в оперном затерялись куда более важные кадровые пертурбации в стенах самого Минкульта. 24 августа Соелма Дагаева без объявления войны отправляет в отставку своего первого заместителя Наталью Светозарову. В качестве правой руки министра и главного счетовода ведомства она проработала почти десять лет.
Причины ее отставки Соелма Баяртуевна объясняла тогда так:
«Поэтому назрела острая необходимость в реструктуризации министерства культуры. Хочется, чтобы от приоритета задач выстраивалась и структура. Считаю, что первым заместителем министра должен быть председатель комитета культуры и искусств. Потому что именно ему предстоит курировать масштабные проекты к 100-летию республики», — сказала Дагаева.
Председателем комитета культуры и искусств был невзрачный и незаметный Николай Емонаков. Его повышение прошло бы довольно быстро и без особых дискуссий, но Дагаева допустила критическую ошибку — решила сначала уволить Аюну Цыбикдоржиеву. Министр ожидала, что сможет убрать ее безболезненно, без труда заменив на «своего» директора, как это почти вышло со Светозаровой и Емонаковым. Но мощный скандал запугал министра и спутал ей все карты. На три месяца она воздержалась от каких-либо управленческих решений вообще.
Спячка прервалась 6 ноября, когда первым заместителем назначили Леонида Будаева. Слово «внезапно» в контексте любого назначения или увольнения в Минкульте уже набило оскомину, но и в этом случае решение не поддается никакому логическому объяснению.
Во-первых, Будаев не имеет никакого серьезного управленческого опыта. 42-летний деревенский функционер в кресле первого замминистра культуры Бурятии? Вы серьезно?
Во-вторых, это назначение прямо противоречит словам Соелмы Дагаевой. Она заявляла, что новый первый зам должен быть сведущ в искусстве, ведь ему придется «курировать масштабные проекты к 100-летию республики». Но Будаев по образованию — экономист, он 10 лет проработал на низовых должностях в Минфине, пока его не сослали сначала в администрацию Баунтовского района, затем — Курумканского. Ни там, ни там его не подпустили к реальной власти — он не был главой, лишь функционером, обслуживающим работу администрации.
На выходе вместо анонсированной замены экономиста «искусствоведом» мы получили замену опытного экономиста неопытным, не знающим ничего о работе Минкульта. Такая вот «острая необходимость».
Ришелье курильщика
Чтобы распутать этот клубок нестыковок и противоречий, вернемся к фигуре Николая Емонакова — того самого «творческого» зама, необходимого Дагаевой. В отличие от попавших под удар Цыбикдоржиевой и Светозаровой, этот особой популярностью или статусом среди представителей отрасли не пользовался. Заместителем министра он стал в 2014 году.
После прихода Дагаевой на пост министра 39-летний Емонаков внезапно оказался центровой фигурой в Минкульте. Сотрудники министерства, работающие со времен министра Тимура Цыбикова и до сих пор, анонимно рассказали Бабру о стремительном росте аппаратного веса Емонакова.
Этот в общем-то посредственный функционер принимает ключевые решения, оставив министру Соелме Дагаевой исключительно представительские функции. Низкие управленческие качества первого и неумение второй работать на публике и привели к тому, что Минкульт Бурятии закрепил за собой репутацию скандального и малоэффективного ведомства.
Для примера — именно Емонаков отвечал за организацию мероприятия к юбилею Бурятии. Это он согласовывал тот позорный слайд за ошибками, который высмеяли все кому не лень.
Но в целом деятельность Емонакова — это страшно, а не смешно. Этот человек, утверждают наши источники, проводит на работу в подведомственные учреждения низкоквалифицированных «племянников дяди Баира», согласовывает (но, конечно, не подписывает) документы с нарушениями. Оттуда — проверки прокуратуры в Минкульте и представления министру.
Чем так покорил незаметный зам неопытного министра, неясно. Видимо, очень обаятельный парень — ну или просто дело в крепких «связах» в верхах республиканской власти.
Назначение Леонида Будаева первым заместителем министра, конечно, не означает отказ Емонакова от амбиций. Как сообщил телеграм-инсайдер
Сотрудники ведомства добавляют, что от отставок уважаемых в Бурятии, но «неудобных» директоров и худруков театра никто в Минкульте не отказался. Министр Дагаева и ее верный паж Емонаков просто ждут, пока общественность отойдет от скандала в оперном — именно с этой целью, к слову, и оттягивается рокировочка Будаев-Емонаков.
Но весьма наивно ожидать, что в Бурятии забудут о коррупции и скандалах в Минкульте. 2019 год, вероятно, будет еще более грязным для республиканской культуры. Бабр продолжает следить за развитием событий.
Фото: Зорикто Дагбаев; kurumkan.info; budaev.org; YouTube