Василий Тараруев

© Babr24.com

 Источник: Скрижаль отшельника

ИсторияБурятия

15625

08.06.2015, 18:33

Эвенки Бурятии

Эвенки - один из коренных народов Республики, населявших Забайкалье ещё до прихода монгольских племён. Их культура оставила след в Бурятии через славные имена в истории, многочисленные топонимы. Но у нас мало говорится о их жизни, культуре, проблемах. На эти темы я беседовал с председателем культурной автономии эвенков Марией Бадмаевой.

- Эвенки населяли Сибирь от Урала до Хабаровского края – рассказывает Мария Бодоуловна – Слова «эвенк» и «хамниган» - синонимы, хотя хамниганы лишь одно из эвенкийских племён. Слово «тунгус» уже не совсем корректно: русские казаки называли так все лесные племена Сибири. Сейчас в России проживает около сорока тысяч эвенков, примерно столько же в Китае. В Бурятии численность эвенков около трёх тысяч.

Таким образом, эвенки относятся к малочисленным народам и подпадают под соответствующие законы об их защите. В Республике они проживают в северных районах. В Баунтовском и Северобайкальском районах живут орочоны («оленные эвенки»), в Курумканском, Баргузинском и Закаменском – «мурчены» («конные эвенки»). Язык эвенков относится к тунгусо-манчжурской группе, не являясь монгольским.

Изначально эвенки жили в тайге, в холодных северных областях. Поэтому особых противоречий со монгольскими степняками не было, но конфликты всё же случались. Отголоски сохранялись и до недавних времён, когда в местах проживания с бурятами были случаи отгораживания друг от друга.

Традиционные эвенкийские занятия – оленеводство, охота, собирательство, ловля рыбы. Под влиянием монгольских кочевников эвенки, живущие ближе к степям, освоили скотоводство. Но исконный промысел – домашние олени.

- Олень для эвенка – это всё – рассказывает Мария Бодоуловна – Это мясо, это шкура на бытовые надобности и одежды, это рога на лекарства. Оленей запрягают в сани, охотники ездят на них в лес верхом. Модные унты-камусы тоже шьются из оленьих шкур. Получается безотходное производство.

Традиционным жилищем был «дю» - шалаш из бересты, коры и оленьих шкур. Позже эвенки позаимствовали у бурят деревянные юрты. Интересны и традиционные одежды эвенков «эвэды тэтэгэ», реплики которых демонстрировала Мария Бодоуловна. Они делались из кож оленя, сшивались кожаными тесёмками. Обильно украшались разноцветным бисером, чаще сочетаниями белого и чёрного – цвета с сакральным значением. Например, женский головной убор «дэрбэки», или хозяйственный пояс с кошелем «каптурга». Или опушенный мехом нагрудник «хэлми».

- Узоры на нём – визитная карточка – объясняет Мария Бодоуловна – По ним можно сказать, из какого рода эвенк, его социальный статус и даже количество оленей.

Религиозный культ эвенков – шаманизм. В отличие от бурят, эвенкийских шаманов совсем немного, и они держатся обособленно, не объединяясь в религиозные организации. Считается, что настоящих шаманов после советской власти практически не осталось. Порой по просьбам эвенков обряды проводятся бурятскими шаманами, (но те иногда ссылаются на нехватку магической силы). Есть свои святые места, например, сад камней в Суве. Одно из божеств пантеона – «Матушка-Зима», почитаемая наравне с бурятским «Белым старцем». На шаманских мистериях её изображают в ритуальной шубе из белого меха, расшитой бисером. В планах автономии – чтоб в Этнографическом музее наряду с «резиденцией Белого старца» появилась и «резиденция Матушки-Зимы».

Первые встречи русских с эвенками Забайкалья произошли в начала 17-го века во время экспедиций землепроходцев. Где-то происходили мирно, где-то сопровождались вооруженными конфликтами. Тем не менее, эвенки приняли русское подданство. Были созданы эвенкийские ясачные дружины для охраны границ. А в 1761 году был сформирован Тунгусский казачий пятисотенный полк, возглавляемый эвенкийскими князьми Гантимуровыми. Позже он вошёл в Забайкальское казачье войско. Также, землепроходцы часто брали в жены эвенкийских княжен, из-за чего второе поколение казаков было наполовину эвенками. Что касается споров вокруг установки в Улан-Удэ памятника основателям Ловцову и Васильеву, эвенки Бурятии принципиальных возражений не имеют.

- Споры вокруг этой темы выглядят смешно – считает Мария Бодоуловна – Это же наша история.

В годы Отечественной эвенки, благодаря охотничьим навыкам, служили разведчиками и снайперами. Самый знаменитый – Семён Номоконов из читинских хамниганов. На его счету 360 немецких и 7 японских солдат.

У эвенков Бурятии сейчас немало проблем. Первая – сохранность как этноса. Изначально немногочисленный таёжный народ стал растворяться. Многие буряты на самом деле эвенки, много эвенков с русскими фамилиями. Правда, последнее время многие люди стали искать эвенкийские корни, чтоб записаться в эвенки.

Другая проблема – язык, стремительно вытесняемый русским. Носителей живого языка становится всё меньше, средств на преподавание и литературу не выделяется.

- Язык преподаётся в школах в местах компактного проживания – говорит Мария Бодолуловна – Где-то он факультативен, по выбору. Но толку мало, если дома разговаривают на русском.

Проблемы и экономического характера. Распад СССР привёл к гибели эвенкийских госпромхозов, исчезла поддержка малой авиации. Из-за этого оленеводство в удалённых северных районах стало нерентабельным. Государственная поддержка слишком мала. Повредила и прокладка БАМа, когда многочисленные оленьи стада были истреблены браконьерствующими строителями. Эвенки стали создавать семейно-родовые общины, занятые разными промыслами. Но и тут подстерегали неприятности. Так, два года назад прогремел скандал с общиной «Дылача», у которой отняли добычу нефрита.

- Я не хочу комментировать эту историю – говорит Мария Бодоуловна – Скажу только, что община занималась законной деятельностью, имела лицензию. А ещё «Дылача» платила стипендии студентам-эвенками, спонсировала наши культурные мероприятия, помогала издавать книги. Теперь этого источника у нас нет.

Можно видеть, что проблемы эвенков типичны для любого малого народа, слишком малочисленного, чтоб противостоять естественной ассимиляции и размыванию культурных традиций. Тем не менее, история знает примеры успешного самосохранения наций. Но главное – эвенки Бурятии борются со своими проблемами, не обвиняя в них никого. Хочется надеяться, что этнокультурные традиции этого северного народа не исчезнут. И что эвенки, несмотря на малочисленность, вновь прославят своё имя в истории России.

Василий Тараруев

© Babr24.com

 Источник: Скрижаль отшельника

ИсторияБурятия

15625

08.06.2015, 18:33

URL: https://babr24.net/bur/?IDE=136389

bytes: 7128 / 6325

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Василий Тараруев.

Другие статьи в рубрике "История" (Бурятия)

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

21147

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

27053

28.06.2023

Инсайд. Буддизм, Бурятия и институт Хамбо лам

Буддизм в условную Бурятию пришел в период правления основателя империи Юань монгольского хана Хубилая. При нём буддизм стал государственной религией.

Пётр Нокс

ИсторияРелигияПолитикаБурятия Монголия Китай

49863

16.01.2023

Инсайд. О корнях монгольской государственности

Пока странствовал по Непалу, пропустил важное событие, произошедшее в Бурятии. Там собрание жителей сельского поселения Нарсатуйское определило новую дату основания села, 1177 год. Решено, что поселение ведëт свою историю от дворца меркитского кагана, руины которого расположены поблизости.

Пётр Нокс

ИсторияБурятия Монголия

7559

07.12.2022

Инсайд. О вхождении Бурятии в состав России

Вхождение Восточной Бурятии в состав России Как выяснилось, вопрос до сих пор изучен не особенно хорошо, а еще хуже дело обстоит с популяризацией хотя бы того, что изучено.

Пётр Нокс

ИсторияБурятия

6692

12.09.2022

Блогнот. О феминистской революции в Бурятии

Феминистская революция в Бурятии . Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят? Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот.

Андрей Светлов

ИсторияКультураОбществоБурятия

24271

14.02.2022

Блогнот. Встречались ли Агван Доржиев и Соодой-лама?

Трудно сказать, встречались ли когда-либо Цыден Соодоев и Агван Доржиев? На сей счет, возможно, некоторую информацию могут дать архивные материалы из фондов местных дацанов?

Андрей Светлов

ИсторияРелигияБурятия Россия

9264

08.12.2021

Джида: мёртвые останки великой державы. Репортаж Бабра

Начиная с 2019 года, репортажная группа Бабра совершает экспедиции по всем районам Бурятии. О своих наблюдениях Бабр рассказывает в серии репортажей.

Лера Крышкина

ИсторияТуризмАрмияБурятия

21103

28.10.2021

Это подготовка к осмеянию Победы?

1 июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал очередной закон, предписывающий как нам теперь понимать историю.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

64576

18.07.2021

Найдены детали, позволяющие разгадать тайны пирамиды Хеопса

Сотрудница шотландского университета в ходе разбора коллекций обнаружила пропавшие почти век тому назад фрагменты кедрового дерева, представляющие ценность. Фото с vsluh.

Есения Линней

ИсторияНаука и технологииМир

12660

29.12.2020

Врач Кирилов и его окружение

Вечность оказалась совсем не страшной и гораздо более доступной пониманию, чем мы предполагали. Валентин Катаев, «Святой колодец». Николая Васильевича Кирилова с молодости окружали люди незаурядные.

Дмитрий Андронов

ИсторияБурятия

16236

21.12.2020

Размышления о солдатских душах

История с предстоящим захоронением останков солдат для меня с самого начала полна размышлений. И основной вопрос – а правильно ли мы делаем? Правильно ли я делаю? Оценивать свои деяния с высоты своего возраста и просто, и невероятно сложно.

Дмитрий Андронов

ИсторияОбществоБурятия

10483

14.12.2020

Лица Сибири

Авдеев Максим

Готовский Иван

Салмин Владимир

Лапшин Юрий

Бажанов Юрий

Воронцова (Брускова) Наталья

Шмидт Сергей

Марач Сергей

Масленникова Анна

Мешкова Анжелика