Артур Скальский

© Babr24.com

 Источник: Сохраним Тибет!

РелигияБурятия

3838

14.12.2014, 17:19

В Кызыле состоялась интронизация нового Камбы-ламы Республики Тыва

В тувинской столице 11 декабря состоялась церемония интронизации Седьмого Камбы-ламы (верховного ламы) Республики Тыва, избранного 13 ноября на VII внеочередном съезде тувинского духовенства, передает Саяна Монгуш.

Камбы-лама Республики Тыва Лопсан Гьятсо (Байыр башкы) во время церемонии интронизации.
Фото: Саяна Монгуш.

Нового Камбы-ламу Республики Тывы Лопсана Гьятсо поздравили представители буддийского духовенства Бурятии, Калмыкии, буддийского храма в Санкт-Петербурге «Дацан Гунзэчойнэй», Кызыльской епархии Русской Православной Церкви во главе с епископом Феофаном, а также представители светской власти и широкой общественности.

Как сообщает сайт Официальный портал Республики Тыва, «пройдя по белой шелковой дорожке под звучание буддийской мелодии, Камбы-лама Республики Тыва воссел на “Львиный трон”, установленный на сцене, украшенной танками с изображением Будды. После этого четверо кенсур-лам, носивших ранее титулы Камбы-ламы республики, вручили своему преемнику главные атрибуты духовной власти руководителя всех буддистов Тувы – “Лотосовую корону”, сутру, статуэтки Будды и буддийской ступы-субургана. Вслед за этим они совершили ритуальное подношение мандалы новому Камбы-ламе». Принесением священной клятвы новым Камбы-ламой хранить заветы буддизма и заботиться о духовном просвещении верующих закончилась каноническая часть церемонии интронизации.

В своей поздравительной речи глава республики Тыва Шолбан Кара-оол обозначил важную историческую роль, которую буддийское духовенство сыграло в просвещении тувинского народа, напомнив о выдающихся ламах прошлого века. Они являлись, по сути, учеными, разработавшими первый тувинский алфавит и письменность. Шолбан Кара-оол напомнил, что в досоветский период в Туве также действовал институт Камбы-лам.

«Один из выдающихся духовных лидеров прошлого, Пандито Камбы-лама Танну-Тувинской Народной Республики, достигший высочайшего сана геше-лхарамба также был наречен буддийским именем – Лопсан Чамзы. … Он родился в 1844 году в знатной семье, в местечке Устуу-Ишкин Даа-кожууна. В возрасте 6 лет его отправили в Ургу, где он начал постигать азы буддизма. В 16 лет он уже учился в Тибете, в знаменитом монастыре “Лавран”, где по истечении нескольких лет ему был присвоен высокий титул геше-лхарамбы – доктора буддийской философии.

Вернувшись на родину, он стал духовным лидером тувинцев – Пандито Камбы-ламой Урянхая. Нойон Даа-кожууна Хайдып приходился братом Камбы-ламе, вместе они занимались укреплением буддийской веры в Чадане, приглашали высоких буддийских священнослужителей из Тибета и построили известный наш буддийский храм Устуу-Хурээ. Лопсан Чамзы был очень образованным и, в самом лучшем смысле, прогрессивным человеком, мудрым наставником всех верующих», - рассказал Шолбан Караа-оол.

По словам главы республики, имя Лопсана Чамзы связано с отмечавшимся в сентябре 100-летием единения России и Тувы. «28 сентября 1913 года он первым обратился к Николаю II с просьбой о принятии Урянхайского края под свое покровительство. Камбы-ламу поддержал и самый влиятельный в то время политик Тувы – нойон Даа-кожууна Монгуш Буян-Бадыргы. Это решение оказало влияние на правителей 17-и сумонов Бээзи-кожууна, которые спустя месяц выступили с аналогичным прошением. Во все времена, будь то 100 лет назад или сейчас, Камбы-лама – это высочайший пост, которого достойны только самые уважаемые и признанные среди духовенства люди», - подчеркнул Шолбан Кара-оол.

Глава республики выразил надежду на то, что Седьмой Камбы-лама станет «достойным примером настоящего учителя и мудрого наставника, уделяющего большое внимание укреплению непреходящих ценностей буддизма – добра, милосердия, искренней любви и уважения ко всем живым существам».

Глава республики поделился тем, что имел счастливую возможность лично встречаться и с Его Святейшеством Далай-ламой XIV и Святейшим Патриархом Кириллом. Оба духовных лидера побывали в Туве, освятив ее землю своим присутствием.

«Мы всегда будем помнить светлые моменты визита Его Святейшества Далай-ламы в 1992 году. Его приезд дал огромный импульс развитию буддизма, возрождению буддийских традиций веротерпимости, толерантности и, конечно, сострадания ко всем живым существам», - подчеркнул Шолбан Кара-оол.

Глава республики провел затем церемонию награждения. За вклад в развитие духовно-нравственной культуры тувинского общества памятными юбилейными медалями «В ознаменование 100-летия единения России и Тувы и 100-летия основания г. Кызыла» были награждены буддийские ламы Куулар Долаан Михайлович, Норбу-Самбуу Март-оол Николаевич, Сат Апыш-оол Шууракаевич и Хертек Аганак Щорсович.

Камбы-лама Республики Тыва Лопсан Гьятсо

Как сообщалось ранее, седьмой Камбы-лама Республики Тыва Лопсан Гьятсо (Байыр башкы) родился в 1976 году в с. Кунгуртуг Тере-Хольского района. С 1994 года он проходил обучение в Дхарма-центре в г. Кызыле. С 1996 года обучался в Гоман-дацане в Индии. С 2009 года по настоящее время исполнял обязанности Камбы-ламы Тере-Хольского хурээ «Чыргалан».

В представленной на выборах программе Лопсана Гьятсо (Байыр Башкы) первым пунктом указано повышение культуры поведения (соблюдение винаи) тувинскими священнослужителями. Немаловажным новоизбранный Камбы-лама также считает налаживание отношений и служебных контактов с духовенством буддийских регионов России и Монголии. Более широкое использование возможностей мировой Сети в духовном просвещении верующих и усиление разъяснительной работы с населением по преодолению социальных проблем, связанных с духовным и физическим здоровьем людей.

Первым в постсоветское время обязанности верховного ламы Тувы исполнял Казак Оргудаевич Сандак (1918-1997). Вторым по счету, но официально первым на новый пост «Камбы-лама Тувы» в октябре 1997 года был избран Аганак Хертек.

В 1998 году кратковременно, по желанию буддийской сангхи, обязанности Камбы-ламы исполнял тибетский монах Пенде Гьялтсен, которого в 2000 году сменил Еше Дагба (в миру Долаан Куулар) ставший третьим Камбы-ламой.

28 марта 2002 года его официально сменил четвертый Камбы-лама Март-оол Норбу-Самбу.

Пятым Камбы-ламой в 2005 году был Джамбел Лодой (Апыш-оол Сат).

С 2010 г. шестым Камбы-ламой Тувы стал Тензин Цультим (Николай Куулар).

Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]

Артур Скальский

© Babr24.com

 Источник: Сохраним Тибет!

РелигияБурятия

3838

14.12.2014, 17:19

URL: https://babr24.net/bur/?ADE=131353

bytes: 6477 / 6288

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Религия" (Бурятия)

Шаманский маркетинг: новые реалии бурятского бизнеса

Слухи о влиянии шаманских ритуалов на рынок недвижимости Бурятии варьируются от забавных историй до серьезных утверждений о влиянии на цены и успешность сделок.

Виктор Кулагин

РелигияНедвижимостьПолитикаБурятия

12957

16.10.2024

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова. Видимо, с Анавад Далай, которую он считает отдельной планетой, из которой когда-то люди прилетели на Землю. В шутку или нет, но он сделал любопытное заявление в своем телеграм-канале.

Виктор Кулагин

РелигияСобытияНаука и технологииБурятия

27918

25.09.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

14134

17.01.2023

Опрос: поддерживаете ли вы приезд Папы Римского в Монголию?

Папа Римский Франциск извинился перед бурятами, но открыло ли это ему дорогу в Улан-Батор? Бабр проводит опрос среди читателей.

Бабрдай Шударга

РелигияПолитикаМонголия Бурятия

41506

19.12.2022

Инсайд. Хамбо лама Аюшеев паразитирует на бурятском языке?

Мы привыкли идеализировать Хамбо ламу. Мы несколько десятилетий пытаемся понять нашего буддийского иерарха и разгадать, как нам казалось, его тонкие и важные посылы, призванные развивать и укреплять бурятское общество.

Пётр Нокс

РелигияКультураПолитикаБурятия Монголия

45190

16.12.2022

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

43043

07.09.2022

Будда с нами, а не с ними: почему Хамбо лама молчит о сносе дацана на Урале?

Бурятские буддисты шокированы сносом единственного на Урале буддийского храма. Хамбо лама Дамба Аюшеев никак не прокомментировал произошедшее. Он готов высказываться только тогда, когда нужно поддержать действующую власть, а “незарегистрированные” буддисты для него не являются истинно верующими.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

42525

31.03.2022

“С нами Будда!”: нравственный “каминг-аут” хамбо ламы

Заявления хамбо ламы Дамбы Аюшеева с поддержкой происходящего на Украине вызвали непонимание многих жителей Бурятии и других регионов. Буддийский иерарх, представляющий религию мира и согласия, ставит политические интересы выше религиозных.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаБурятия

64050

09.03.2022

Недостойным не беспокоить. У Хамбо ламы почти не осталось друзей в Хурале?

Депутаты Народного Хурала в очередной раз посетили Иволгинский дацан в рамках Великого молебна — Монлам Ченмо. Однако в этом году аудиенции удостоилось всего шесть человек — это антирекорд.

Андрей Светлов

РелигияПолитикаБурятия

42699

07.02.2022

Сагаалха: “неологизм” хамбо ламы вызвал споры среди знатоков бурятского языка

В сети разгорелись споры о правильном названии праздника Белого месяца. В 2018 году хамбо лама Дамба Аюшеев ввёл новое слово “Сагаалха” (перешагнуть время) вместо традиционного понятия праздника “Сагаалган”. Этим он пытается изменить понимание праздника, что не нравится многим жителям Бурятии.

Виктор Кулагин

РелигияКультураБурятия

45772

04.02.2022

Блогнот. Сагаалган или Сагаалха?

Я считаю, что ни то, ни другое не верно как название праздника.

Андрей Светлов

РелигияБурятия Монголия Забайкалье

13307

02.02.2022

В Иволгинском дацане объяснили, зачем нужны паломнические билеты

На днях в Instagram-паблике crimburyatia опубликовали пост жителя Бурятии, который возмущался тем, что для посещения дворца Хамбо Ламы Этигэлова необходимо приобрести соответствующий билет. «Хочу поднять важную тему: без этих розовых бумажек в храм к Этигэлову не зайти! Почему так?

Марк Яковлев

РелигияБурятия

7250

26.08.2021

Лица Сибири

Матвийчук Виталий

Карасев Михаил

Хмелев Сергей

Ежова Ирина

Аюшеев Дамба

Яковлева Юлия

Микуляк Андрей

Колесов Роман

Галсанов Ким

Серебренников Сергей