Евгений Третьяков: Давайте работать гармонично, строго соблюдая законы
26 июля в субботнем номере "ВСП" было опубликовано интервью председателя правления Иркутской организации Союза архитекторов России Е.И. Григорьевой с комментариями по проблемам профессиональной этики в цехе архитекторов. Свои взгляды по поднятой проблеме изложил начальник управления архитектуры и градостроительства, член правления Иркутской организации Союза архитекторов России Е.А. Третьяков.
- Я бы хотел свой разговор как бы разделить на две составные части: есть творческий Союз, в который, кстати, я вхожу немало лет и состав которого я искренне уважаю, знаю его, со многими людьми работал и работаю, и есть моя должность начальника городского правления градостроительства, т.е. муниципального служащего. Союз - это творческая общественная организация, моя же должность - административная. Эти темы я хочу принципиально разделить. Что касается Союза, то это по-настоящему творческое, мудрое отделение, у которого свой устав, которым разработаны и действуют порядок принятия в члены Союза, исключения, есть кодекс профессиональной этики, порядок подачи апелляций и т.д., - как в любом творческом объединении. Этот порядок не допускает (не должен допускать!) возможности поспешных, авторитарных, волевых и, главное, необъективных решений по отношению к любому своему члену. Поскольку решение правления Иркутской организации Союза архитекторов состоялось, я отношусь к нему с должным уважением. Но я член Союза до той поры, пока это решение не будет утверждено в Москве, в Союзе архитекторов России.
Хочу подчеркнуть, что во всех делах архитектурного сообщества нашего города всегда тесно взаимодействовали и взаимодействуют правление ИОСА, управление архитектуры и города и области, проектные институты, архитектурный факультет технического университета, маститые и начинающие зодчие. Наши общие творческие дела были заметны, а творческие работы иркутских архитекторов известны по результатам российских мероприятий.
За время моей работы главным архитектором города Иркутска и одновременной работы в правлении ИОСА мы все вместе проводили региональные фестивали зодчества, участвовали в российских фестивалях, принимали молодых архитекторов в члены СА России, участвовали в работе международного Байкальского зимнего университета молодых архитекторов, проводили пресс-конференции, "круглые столы", добивались финансирования наших мероприятий.
С другой стороны, председатель нашего правления Е.И. Григорьева является постоянным и полноправным членом градостроительного совета города Иркутска, представляя общественную организацию в структуре муниципального самоуправления.
Даже при последних, не нужных никому, осложнениях мы вместе в мае 2003 г. провели "круглый стол" в рамках регионального фестиваля "Зодчество Восточной Сибири"; в июне 2003 г. приняли участие в работе Государственной экзаменационной комиссии, присвоившей квалификацию "архитектор" нашим молодым товарищам - выпускникам архитектурного факультета технического университета.
Теперь о моей работе, о производственной деятельности. В положении, подписанном мэром города (которое я обязан выполнять), записано, что управление градостроительства в своей работе должно руководствоваться (цитирую) "политикой, направленной на создание безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности, на повышение уровня архитектурно-художественной выразительности застройки города Иркутска, на сохранение его культурно-исторического наследия". Главный "пункт" здесь (если его попытаться выделить, поскольку и остальные не менее важны) -повышение уровня архитектурно-художественной выразительности застройки города. Так вот, что касается художественного облика города (а сюда входит огромное число вопросов, я их не называю), то управление архитектуры не остается немым созерцателем того, что рождено замыслами того или другого зодчего. Мы должны и отвечать вместе с архитекторами за то, каким быть городу. Да, это очень непросто, особенно если учесть, что крупного бюджетного финансирования, того, что было раньше, уже нет. Был раньше УКС - и мы работали в основном с ним. Сейчас очень много застройщиков, контактов стало значительно больше, и теперь сложнее свести все замыслы в одну цель. Сегодня очень модным стало выражение "строительство с листа", т.е. разработка документации, ее согласование, строительство идут одновременно, и очень часто это выливается в то обстоятельство, когда мы получаем просто то, "что дали". В своей основе этого не должно быть, и нормативно-правовые акты предполагают совсем другие отношения.
- Я понимаю так, что в результате могут возникать взаимные претензии, обиды?
- Конечно, бывают. Ну, скажем, застройщик не предусмотрел в проекте тротуары для пешеходов, а, наоборот, "вписал" гаражи. Ну, и так далее - всех моментов не перечтешь. Так что же, будем рассматривать это как вмешательство в творческий процесс? Управлению нужно думать прежде всего о горожанах, о городе - иначе зачем мы здесь сидим? И если автор проекта называет это "творческим давлением", насилием, то это совсем не соответствует действительности.
Когда же в проекте предусмотрены все фрагменты городской застройки, конфликты, как правило, решаются. Ведь многие здания, украсившие наш город, появились и за последние 5 лет, что я здесь работаю. Я нормальный человек, и понимаю, что один человек проектировать все здания в городе не может. Это делают многие организации, в том числе и частные, творческие мастерские, институты и т.д. Задача главного архитектора не "перерисовывать" фасады, не добавлять арочки или окошечки; моя задача - предъявить требования к качеству городского обустройства, к выразительности городской среды.
Я позволю себе заметить, что с моего "благословения" в городе построено немало красивых зданий. Это 80-я школа - авторы Елена Ивановна Григорьева с коллективом, получившие Государственную премию. Но ведь и этот проект, и здание института инженеров железнодорожного транспорта, и новый польский костел, и проект жилых зданий по ул. Марата согласованы мною. То есть такого не может быть: появляются новые дома, комплексы, а главного архитектора города надо исключить из Союза архитекторов.
- Вы же не единолично решаете судьбу того или иного проекта?
- Есть городской градостроительный совет, состав его утвержден постановлением мэра города - в него входят все технические специалисты по всем направлениям деятельности. Все крупные градостроительные проекты: генплан города, генплан застройки группы домов, какого-либо значимого городского объекта - практически все проходят градостроительный совет. Но крупных объектов (скажем, как микрорайон Университетский), какие появлялись лет 10-15 назад, сегодня значительно меньше, и мы собираемся пореже, а незначительные объекты рассматриваются мной или в мое отсутствие - моим заместителем.
Мы, "производственная" структура, и творческая организация - Союз архитекторов, через популяризацию лучших проектов, их авторов, работаем, не пересекаясь, а дополняя друг друга. Управление архитектуры не "влияет" на творческий Союз, но и он не должен "управлять" главным архитектором города. Мы многое делаем совместно. Мы, безусловно, заинтересованы друг в друге.
- Почему же возник конфликт?
- Я бы не называл это конфликтом. Вся наша беседа велась о проблемах взаимодействия разных коллективов, участвующих в градостроительном процессе.
Я бы хотел подчеркнуть мое понимание крайней позиции, выражающейся словом "борьба".
Борьба. Победа или поражение. Вдумайтесь. Здесь нет гармонии. Борьба - это обязательно: победители и побежденные. Градостроительный процесс требует взаимодействия, в том числе взаимодействия эмоций и амбиций.
Зрелость позиций и администрации, и Союза, и журналистов может проявляться и в деле, и в разборках и взаимных обвинениях. Дело всегда требует честности и взвешенных решений.
Эмоции и амбиции присущи нам всем, мы без них не можем, мы живые люди. Профессионалы же обязаны зорко видеть эти нюансы. В градостроительном процессе задействованы сотни людей, десятки коллективов, он затрагивает интересы каждого жителя города. Пусть разборки неизбежны, но они должны проводиться профессионально и в рамках закона. Пусть каждый честно и талантливо делает свое дело - и журналист, и зодчий, и строитель, и администратор.
Открытость и ясность позиций - гарантия роста профессионализма творческих, производственных и административных коллективов. Всем ясно, что недопустимо шельмовать коллег, но диалектика искренности и лукавства такова, что каждый пестует свою истину - это бесконечный процесс, выбрасывающий в кровь сверхдозы адреналина. "Охота на ведьм", шепотки, "появляющаяся информация о том, что..." - это разрушительно. Я знаю одно - время и мудрость все расставят на свои места.