В мирах сансары
Настоятель петербургского дацана Буда Бадмаев, с которым я консультировалась, готовя этот пост, говорит: «Тело исчезнет, а душа должна где-то остаться. Не обязательно в раю или в аду».
В течение семи недель душа выбирает, в какой из шести миров (областей сансары) она перейдет. Шесть миров в буддизме – это шесть возможных перерождений в сансаре.
Вот они, от высшего к низшему:
1. Мир богов (дэвов) — дэвалока;
2. Мир асуров (демонов и/или полубогов);
3. Мир людей;
4. Мир животных;
5. Мир претов — голодных духов;
6. Мир адских существ (нараков) — ады.
Обратите внимание, что «ад» христианский (ведь именно христианский ад обычно приходит на ум при этом слове) и «ады» буддистские различаются, между этими понятиями нет знака равенства. Кроме того, в мире богов существует еще шесть миров, а в мире адских существ – восемь великих горячих адов, восемь холодных и множество соседствующих. «У нас, в буддизме, большой выбор», – шутит настоятель петербургского дацана. Миры представляют шесть возможных путей жизни разного качества, попадание в тот или иной мир зависит от деяний.
Буддисты рассматривают шесть миров не только как места, куда попадают после смерти, но и как состояния сознания, меняющиеся в течение жизни: наслаждение — мир богов; власть — мир асуров; страстное желание — мир претов; злоба, ревность, зависть, агрессия — ад; постоянная жизнь сиюминутными потребностями (неустроенность, голод) — животные. За те 49 дней, когда на земле родственники и ламы молятся за лучшее перерождение умершего, душа этого человека «гуляет» по всем шести мирам сансары и затем определяет, где ей было хорошо. Буда Бадмаев сравнивает эту «прогулку» с русскими народными сказками про огонь, воду и медные трубы. «При этом, конечно, следует понимать, что не всегда хорошее, приятное оборачивается истинным счастьем. Например, мир голодных духов (неуемной страсти) внешне кажется очень красивым, и в нем будет много удовольствий. Но когда человек, идя на поводу этих привлекательных иллюзий, решает остаться там, то все резко меняется. И он понимает, что попал в капкан». Как и в обычной жизни человек, чтобы получить удовольствие, может пристраститься пить водку или употреблять наркотики. Но в итоге все заканчивается для него очень плохо.
Дэвид Кеслер из Германии спрашивает меня, можно ли «получить» за какие-либо прегрешения пятьсот или даже тысячу лет ада, как то утверждал некий высокопоставленный буддийский монах, много лет назад приезжавший в Ленинград. Учитывая то, что я изложила выше, отвечаю: можно, но количество лет здесь – условная категория. Настоятель петербургского дацана привел пример с щипцами, которыми сильно сдавливают палец человека, допустим, одну или две минуты. Для нас – это недолго. А для самого человека, испытывающего невероятную боль, – вечность. Чтобы избежать мучений, причем беспрерывных адских мучений, не следуют совершать отрицательных поступков в этой жизни. И еще: мы время от времени в нашей жизни сталкиваемся со всеми переживаниями, состояниями и теми видами страданий, которые есть в адах, но только в более легкой форме. Например, когда от сильного холода мерзнут руки, стучат зубы – по ощущениям это похоже на холодные ады, только эти ощущения во много раз слабее. Но буддизм не был бы буддизмом, если бы не дал какую-то надежду, и весьма существенную: важно, что и ад, и рай – лишь временное местонахождение, не исключающее человека из колеса перерождений. Таким образом, души будут перерождаться вплоть до достижения нирваны. Мир человека отличается от пяти остальных миров.
Только в мире человека можно совершать деяния, способные избавить от страданий сансары, достичь состояния просветления после смерти, только в нем люди могут сами выбирать следующее перерождение. Поэтому когда человек умирает, очень важно и для него самого, и для оставшихся близких, чтобы он снова переродился в человека. Достичь этого тому, кто находится при смерти или уже умер, помогают ламы, которые читают ритуальные тексты из Книги мертвых, проводя души к новому благоприятному воплощению. Также этому помогают и близкие умершего, произнося молебны или оставляя в дацане записки о поминовении во время Юроола – хурала за ушедших, за лучшее перерождение.