РПЦ никогда не была частью гражданского общества
В связи с грядущими выборами нового православного патриарха австрийская газета Die Presse публикует сегодня интервью Эдуарда Штайнера с Николаем Шабуровым, религиоведом, социологом и культурологом, которое посвящено православию в России.
Как известно, согласно опросам, три четверти россиян идентифицируют себя с Русской православной церковью, однако воцерковленных среди них не более 5%. Тем не менее, считает Шабуров, русский народ православный хотя бы потому, что "это наша национальная вера, которая создавала русскую культуру и государство". Доверие в обществе к Церкви выше, чем к любому другому институту, но это не заслуга РПЦ, "она никогда не была частью гражданского общества и предпочла путь не с обществом, а с власть имущими".
После падения коммунизма, отмечает Шабуров, Церковь оказалась в совершенно необычной ситуации. Тогда она действительно могла стать независимой от государства. Однако в новую эпоху РПЦ ни разу не заняла ясную позицию по тому или иному вопросу, актуальному для общества. Также не решена проблема единства Православной церкви на постсоветском пространстве. Отношения с другими конфессиями тоже были не всегда гладкими. Причину всему этому Шабуров видит во внутрицерковной бюрократии и крайне высокой централизации. А также в боязни реформ.
На следующей неделе состоятся выборы патриарха. Скорее всего, считает Шабуров, им как патриарший местоблюститель станет митрополит Кирилл, человек "либеральный, прагматично-осторожный, но и готовый к неожиданным реформам, если они не несут в себе большого риска". Фаворитом консервативного крыла является митрополит Климент. Не исключено, говорит Шабуров, что в итоге будет выбрана компромиссная фигура.
Сейчас вновь открываются церкви, монастыри и учебные учреждения, закрытые при советской власти. Церковь одержала победу над религиозными течениями, которые были популярны в 90-е годы. Не без помощи государства, отмечает Шабуров, хотя по конституции Церковь от государства отделена. Размеры государственной финансовой помощи Церкви неизвестны, подчеркивает он, но, как бы то ни было, они "поддерживают ее и обеспечивают привилегию в борьбе с конкурентами".
Главный из них - это Католическая церковь, которую РПЦ упрекает в переманивании православных верующих. Парадокс в том, считает Шабуров, что на этом поле гораздо более активны протестанты, но с ними никто не борется. Не всегда гладко складываются отношения РПЦ и с мусульманами. Пример этому - попытка введения в школьную программу такого предмета, как "Основы православной культуры". Однако в основном РПЦ поддерживает хорошие отношения с конфессиями, которые можно назвать "этническими", заключает он.