Крещенский тупичок
Очередной горячо любимый как приверженцами веселых русских гуляний, так и священниками РПЦ, праздник Крещения вновь вызвал к жизни дискуссию о достоверности церковной аргументации в отношении "святости" этого дня.
Напомним, что Крещение Господне – христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Согласно Евангелиям, в момент Крещения на Христа снизошел Святой дух в виде голубя, после чего Христос удалился в пустыню и много думал.
На самом деле достоверно неизвестна ни дата предполагаемого рождения Христа, ни, тем более, его крещения. Дата Рождества когда-то была установлена весьма произвольно (см. примечание), что делает весьма забавной дискуссию между православными и остальным христианским миром по поводу "правильного" летоисчисления.
В подтверждение "святости" Крещения православная церковь разработала устойчивый миф о неких особых свойствах, которые приобретает в этот день вода. Согласно этому мифу, "крещенская" вода обладает некими мистическими свойствами – разглаживает морщины, лечит "от всех болезней" и не портится.
Первоначально "самой святой" считалась вода, прошедшая в этот день специальный обряд в церкви, а также вода в иордани – проруби, вырубленной во льду водоема. Затем фантазия православных иерархов двинулась дальше, объявив, что буквально вся вода на планете в этот день становится святой. Фантазия оказалась весьма неудачной, так как даже крайне невежественному человеку очевидно, что вода из какого-нибудь Ганга, который славится целым букетом опасных заболеваний, никак не может оказаться лечебной и безвредной. Тем не менее, представители Русской православной церкви стоически убеждают своих прихожан, что именно 19 января вся вода, включая водопроводную, разом становится "святой".
Любопытно, однако, что Крещение отмечается 19 января только в РПЦ и некоторых других православных церквях, придерживающихся григорианского календаря. Весь остальной мир (включая другую часть православных церквей) отмечает Крещение 6 января, что порождает еще одну неувязочку в показаниях. Конечно, предполагаемая мудрость Бога неисповедима, и вполне может оказаться так, что его благословение снисходит на Россию с некоторым запозданием, чем на весь остальной мир – но как-то верится в это с трудом: ведь календарь придумали люди, а никак не Бог.
Православные постоянно путаются, пытаясь объяснить причину "святости" крещенской воды. С одной стороны, обряд освящения воды, проводимый священником, выглядит крайне привлекательно для неокрепших душ, и макание креста в прорубь, безусловно, является весьма символичным, хотя и бессмысленным. С другой, объяснить "святость" всей воды на планете одним только маканием креста в отдельно взятую прорубь не в силах даже бурная фантазия священников, которым приходится постоянно изобретать все новые наукообразные причины изменения свойств воды.
Специфичным для России обрядом являются крещенские купания в проруби. В самой Земле обетованной, само собой, никаких прорубей нет – однако даже в теплых водах реки Иордан никто, кроме русских туристов, в этот день не купается. Ибо зима.
Традицию крещенских купаний многие исследователи видят в специфичной для русских идее оптового искупления грехов. В самом деле, среднестатистическому русскому человеку за трудами праведными особо некогда ходить в церковь (по статистике, в Рождество 2009 года церковь посетило не более двух процентов россиян), а крещенское купание дает возможность принять целую ванную из святой воды. Эта традиция напрямую следует из любимой русской поговорки "не согрешишь – не покаешься", согласно которой можно грешить весь год, а затем разом смыть с себя все грехи. Удобно, нельзя не признать.
Правда, несмотря на заверения священников о якобы полной безопасности и даже пользе подобного купания, все больше здравомыслящих врачей возражает против необдуманного ныряния в ледяную воду. Религиозные фанатики от православия готовы макать в иордань даже грудных младенцев, хотя безжалостная статистика утверждает, что после таких купаний очень часто развиваются сложные воспалительные процессы, которые способны сделать человека инвалидом на всю жизнь.
Одним из аргументов в пользу некой "святости", обретаемой водой 19 января, является устойчивый и старательно лелеемый обывателями миф о том, что вода, набранная в этот день, не портится. Необходимо, однако, заметить, что и обычная вода, набранная, например, в реке Ангаре даже летом, тоже не портится годами, в то время как "крещенская" вода, взятая в нижнем течении реки Волги, прекрасно протухла уже через две недели. Даже самые примитивные эксперименты доказывают, что никаких "особых" свойств у крещенской воды нет.
Безусловно, шаткость мифа об особых свойствах крещенской воды отлично понимают и православные иерархи, что заставляет их развивать легенду, призывая на помощь некое подобие наукообразности. Так, все чаще раздаются заявления о некоем "изменении геомагнитного поля Земли" в этот день, связанного то ли с противостоянием планет, то ли с орбитальными завихрениями самой Земли. Что конкретно при этом изменяется – ни один священник внятно сказать не может, зато любой физик, обладающий минимальными познаниями и парой приборов, уверенно скажет – ничего.
Интересно то, что, следуя идее православной церкви о воздействии "геомагнитного поля" на все молекулы воды в мире, нельзя не сделать вывод о том, что такому же воздействию подвергаются и молекулы в организме человека, который, как известно, на 90% состоит из той самой воды. Таким образом, в прямом соответствии с новой православной догматикой, ровно 19 января все люди на планете разом становятся святыми. Причем независимо от вероисповедания.
В арсенале приверженцев крещенской мифологии – десятки "совершенно достоверных" рассказов о том, как некие ученые разными методами "измеряли" крещенскую воду и постоянно убеждались в ее неких особых свойствах. Правда, при попытке развить тему в сторону банальной физики апологеты православия почему-то тут же забывают и фамилии ученых, и даты проведения измерений, и характеристики эксперимента. Зато ни в одном реферативном журнале нет ни слова о подобных экспериментах – как будто ученым не нужны Нобелевские премии и сенсационные открытия...
В 2009 году на помощь был призван даже московский Институт космической биомедицины, занимающийся исследованием здоровья человека в условиях космоса. Согласно новейшим "открытиям" РПЦ, в этом институте много лет изучали свойства крещенской воды и пришли к ряду открытий. Странно, однако, что ни в самом институте, ни за его пределами об этих работах никто даже не догадывается...
В попытках поиска доказательств православные обращаются даже к таким одиозным "авторитетам", как японский лжеученый Масару Эмото, удививший в свое время мир заявлением о том, что вода меняет свою структуру в результате воздействия на нее мыслей и молитв людей. Несмотря на популярность этой теории среди легковерных обывателей, ни одной научной публикации с описанием опытов и их результатов от Масару Эмото научный мир так и не дождался. Да и сам японский "ученый", как оказалось, является специалистом по международным отношениям, и в физике разбирается на уровне средней японской школы. Вся теория "структурированной воды" рухнула после того, как сначала Министерство обороны США в 2000 году, а затем Британское Королевское общество в 2002 году предложили исследователям публично продемонстрировать эффект "памяти воды" и изменения ее структуры. Все эксперименты, проводимые в присутствии выдающихся ученых мира, с треском провалились.
Православная церковь, в поисках все новых "истин", подтверждающих ее мифологию, все сильнее загоняет себя в логический тупик. Вместо того, чтобы подобно католической церкви, признать достоверность научного метода познания мира и аллегоричность всей христианской догматики, применимой исключительно в качестве моральных устоев общества, она углубляется в недра мракобесия и фальсификаций. Трудно сказать, к какой степени деградации общества это в конечном счете приведет…
Дмитрий Таевский, БАБР.RU
Справка:
Впервые дата 25 марта (Благовещенье) встречается в III веке в работах Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского как дата сотворения мира, зачатия Иисуса и начала Пасхи. В 560 году император Иустиниан официально указал дату празднования Благовещения – 25 марта. Место даты распятия к этому времени заняла дата Воскресения.
Дата Рождества в первые века христианства тоже сильно "плавала". Дата 25 декабря принята Церковью с IV века. До семидесятых годов 1-го века подавляющее большинство христиан составляли иудеи и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, просто потому, что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Позже, уже в 376-377 гг., св. Епифаний Кипрский говорил как о фактах, не требующих доказательства, что Христос родился в ночь на 6 января. А Климент Александрийский пишет, что некоторые приходили к заключению, что Христос родился 25 пахон (15 или 20 мая) в 28 год Августа, а некоторые - что Он родился 24 или 25 пармути (19 или 20 апреля). Сам же Климент считает датой Рождества 17 ноября 3 г. Некоторый аноним под именем Киприана в 243 году вычисляет эту дату как 28 марта 1549 года от исхода евреев из Египта.
В Римской империи на 25 декабря выпадало торжество, посвященное обновлению мира, — День солнца. В день, когда солнечное время суток начинало прирастать, язычники веселились, поминая бога Митру, праздновали сатурналии – и этому искушению поддавались также христиане. Именно поэтому в 337 г. папа Римский Юлий I волюнтаристски утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова.