Где живет духовность?
В обществе продолжает остро дебатироваться вопрос о возможности преподавания в школе религиозных дисциплин. Одна из самых болезненных тем — должны ли уроки «по религиям» быть добровольными или обязательными.
Осенью прошлого года Русская православная церковь предложила Министерству образования и науки ввести в школьный учебный план новую образовательную область «Духовно-нравственная культура», пытаясь тем самым в очередной раз закрепить религиозные предметы в школьной программе. Церковными специалистами была разработана концепция, включающая эту область во второе поколение госстандартов общего среднего образования, которые находятся сейчас в стадии формирования. В рамках курса предлагается по выбору изучать такие предметы, как "Православная культура", «История церкви», «Жития святых», основы других исторически укорененных в России религиозных традиций или светскую этику. Поскольку сведением всех предложений касательно новых стандартов занимается Российская академия наук, «Ежедневный журнал» попросил рассказать о том, как продвигается работа, научного руководителя авторского коллектива разработчиков федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, член-корреспондента Российской академии образования Александра Кондакова.
«ЕЖ»: Александр Михайлович, хотелось бы понять, насколько новая область «Духовно-нравственная культура» разработана предметно и методически.
А.К.: Вопросы преподавания таких предметов, как «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и «Основы светской этики» в школе давно обсуждаются в нашем обществе. Мы хорошо помним, какой общественный резонанс в 2001 году вызвал приказ министра образования Российской Федерации Владимира Филиппова о введении курса «Основы православной культуры» в школе.
Но сейчас вопрос о другом. О том, каковы цели и задачи образовании в современной России? В течение длительного времени в постсоветской России отсутствовали внятные ценностные ориентиры развития нашего общества, и образования в том числе. В начале XXI века руководство страны четко сформулировало те ориентиры, по которым развивается наше государство. Это построение открытого гражданского общества.
Когда мы начали разрабатывать стандарты общего образования второго поколения, то, прежде всего, задались вопросом – каким образом система школьного образования может содействовать решению задачи построения гражданского общества в нашей стране. И понятно, что главный вопрос — это то, каким будет молодой россиянин, покидающий школу. В связи с этим в разработке стандарта общего образования второго поколения под миссией образования мы понимаем формирование российской идентичности подрастающего поколения как базового условия укрепления российской государственности. В этой конфигурации духовно-нравственный облик человека, его социальная гражданская позиция, безусловно, играют ключевую роль. Поэтому в разработке стандарта проблеме формирования ценностных ориентиров подрастающих поколений уделяется большое внимание.
Вопросы глубины проработки этих вопросов — и в научном плане, и в методическом — пока для меня представляются достаточно слабыми. Но я надеюсь, что в течение короткого времени, в тесном сотрудничестве с Русской православной церковью, с другими конфессиями, с представителями разных культур, общественных и иных организаций мы сможем решить этот вопрос.
Если говорить о преподавании курса «духовно-нравственная культура», хочу заметить, что любой гражданин имеет право в вариативной части образовательного плана получить образование по таким предметам, как основы православной культуры или им подобным, но как предмет по выбору. Мы такую возможность в новый базисный образовательный план внесли.
— Знакомы ли Вы с концепцией РПЦ, насколько она представляется Вам адекватной школьной программе? Будут ли учтены предложения Православной церкви, если да, то какие и в какой форме?
— Министерство образования и науки Российской Федерации направило в различные культурные объединения и организации запрос с просьбой дать предложения по курсу духовно-нравственной культуры в школе. В настоящее время эти предложения изучаются и обобщаются.
На сегодняшний день Русская православная церковь поставила вопрос о введении новой образовательной области – духовно-нравственной культура. Причем как сквозного вариативного предмета с 1 по 11 классы, где будут преподаваться основы православной культуры, исламской культуры, светской этики либо культуры других конфессий.
Для меня в этом случае встает очень серьезный вопрос. С какой целью вводится предмет и нельзя ли решить те же задачи в рамках преподавания уже существующих предметов, тем более понимая перегруженность современных школьников? Мы с вами вряд ли вспомним такой предмет, как «Основы марксистко-ленинской морали и нравственности», в советской школе. Другое дело, что эти задачи решались через систему внешкольной, внеклассной работы, проходили стержневой нитью через преподавание таких предметов, как история, литература, родной язык и др. Предложения по созданию новой образовательной области переданы ученым Российской академии образования. Это очень серьезный вопрос, который имеет судьбоносное значение для нашей страны, затрагивает облик молодого россиянина, определяет моральные и нравственные качества, с которыми он покидает общеобразовательное учреждение.
— Были ли предложения от других религиозных организаций относительно духовно-нравственных курсов? Если да, то ведется ли уже какая-то работа в этой области?
— Такие предложения поступили, они сейчас рассматриваются в Российской академии образования, нужно отметить, что они очень близки между собой по содержанию. Наиболее продуманные и сформулированные предложения были получены от Русской православной церкви.
— Концепция Русской православной церкви предусматривает изучение «Православной культуры» на протяжении всех школьных лет (2 часа в неделю). Какого мнения на этот счет придерживаются разработчики стандартов?
— Я не готов дать однозначный ответ на этот вопрос. Навскидку, 2 часа в неделю — это много. За счет каких предметов их выделять? Родного языка, математики…?