Максим Хижий

© Ежедневный журнал

РелигияМир

2211

20.12.2007, 14:36

Маргинальных групп не станет меньше

Мне, признаться, было интересно наблюдать за тем, как освещалась в СМИ тема пензенских затворников. Что тут только ни писали! Оказывается, в том, что группа экзальтированных лиц сама себя закопала в «печерах», виновата Русская православная церковь: не так проповедует, не так воспитывает паству.

Чего стоит пламенный пассаж одного из журналистов: «Так что случившееся в Пензенской области, эти дети, что сидят нынче в подземелье, – на совести и тех, кто раздает и получает сегодня церковные награды, устраивает "православные фестивали", любит позировать с эстрадными звездами и пролить скупую слезу о состоянии нравственности в "безбожном мире"».

Да, безусловно, в этих фестивалях много от бездушной казенщины советского пошиба. Но при чем здесь «дети подземелья»? Нам постоянно твердят проводящие опросы социологи, что паствы у церкви 3, максимум 5 процентов. Влияние на общество минимальное… Не перестаешь удивляться поспешным выводам: если что-то плохое, то сие результат мракобесия, если что-то хорошее, то само по себе появилось.

Да, у нас достаточно печальных примеров проповеднической деятельности. Тут и страсти вокруг ИНН, и отказ от российских паспортов, и многое другое. Понятна тревога некоторой части общества, обеспокоенной, что весь этот бред может попасть в светские школы через курс ОПК. Как известно, такие «миссионеры» до болезненности активны. Есть о чем подумать и иерархии Русской православной церкви. Первый вывод, который напрашивается, очевиден: надо бороться с сектантством внутри церковной ограды. Весьма печально, но распространителями сектантского духа подчас выступают известные русские монастыри. Проповеди о том, что Антихрист не перейдет «канавку», новый русский «белый царь» сразит его, звучат со страниц пользующихся изрядной популярностью изданий этих обителей. В 90-е годы многие зачитывались «православным триллером» «Россия перед вторым пришествием», где в одну кучу были свалены святоотеческие писания и «бабьи басни» с выдержками из творчества экзальтированного «духовного писателя» Сергея Нилуса. Эта атмосфера «сна разума» до сих пор рождает чудовищ.

Однако при всех огрехах внутрицерковной жизни забывают о другом, не менее важном факторе появления таких людей, как пензенские сидельцы. Это – наша современная жизнь. В начале 90-х государство и общество признали право человека на свободу совести, возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В случае с группой людей из Погановки это означает одно: хотят они жить на деревьях – пусть живут, хотят закопаться в землю – не мешайте! Запрещены нарушения закона. Например, если сектанты вырыли пещеру рядом с газопроводом или на чужой земле.

В ответ, я не сомневаюсь, мы услышим, что под землей находятся дети. И что же? Несколько дней назад, под Санкт-Петербургом, рядом с железной дорогой, связывающей две столицы, я видел табор. Дети копошились возле утлых сооружений из картонных коробок. Взрослых не было. У нас 2 миллиона беспризорных по стране. Рядом с моими городом Гусь-Хрустальным, как в сказке «Принц и нищий», люди живут в землянках лет пятнадцать. Почему свет сошелся клином именно на этих «детях подземелья»?

У меня есть ответ, который многим, наверное, не очень понравится. Окопавшиеся в Погановке люди посмели сказать нашему миру, что жить в нем не всем приятно. Специалисты прекрасно понимают, что в поведении сектантов сквозит социальный протест, а не только душевные неурядицы. Если нет соответствующих условий, никакая эсхатология не принесла бы подобных «плодов».

Всплеск религиозного нездоровья пришелся на середину 90-х годов прошлого века. Он был связан с крушением государства, привычных форм жизни и социальными страхами, порожденными «шоковой терапией». Массовые религиозные искания в стране рухнувшего в одночасье государственного атеизма, но лишенной академического богословского знания неизбежно приводили своих адептов в ряды алармистских групп самого широкого конфессионального спектра. Посеянное в те годы продолжает приносить горькие плоды.

Мне могут возразить: а как же на Западе, где тоже случаются подобные эксцессы, да еще похуже — люди массово кончают с собой, — там-то ведь вроде жизнь во всех отношениях стабильная? Замечу на это, что наличие социальных контрастов, депрессивных зон (пусть незначительных) и социальных болезней – обыденная реальность даже высокоразвитой цивилизации.

А в нашем обществе переходного типа неблагополучие, обездоленность, жестокость, страх потерять своих детей (станут наркоманами, алкоголиками и т.п.) гонят наших сограждан в «город Солнца» Виссариона, к кедрам Владимира Мегре, под землю к «схимонаху Максиму». Как это все не вяжется не только с «духовным возрождением», но и с «Великой Россией». В общем, как сказал популярный киноперсонаж: «картина маслом». Вот почему и слетелись в Погановку криминалисты, журналисты и депутаты.

И маргинальных групп, в наших условиях, не станет меньше, их будет больше. Отечественное законодательство по «вероисповедным» вопросам в соответствии с международными стандартами заложило основы для широкого «рынка религиозных идей». Это означает отказ от какой-либо монополии в духовной сфере. Однако неизбежный спутник свободы появление различных общин с девиантным поведением. К каждому раскопу не приставишь милицейский кордон. Вмешиваться в религиозные поиски диггеров государство не имеет права. А имеет ли оно основания предъявлять счет «традиционным конфессиям» за «недоработки»? Пока нет. Сначала надо найти общие цели и ценности (сочетающие либеральные, консервативные и традиционные элементы) перед опасностью маргинализации российской действительности.

Максим Хижий

© Ежедневный журнал

РелигияМир

2211

20.12.2007, 14:36

URL: https://babr24.net/?ADE=42058

bytes: 5598 / 5598

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Максим Хижий.

Другие статьи в рубрике "Религия"

Хроники победившего православия: школьников хотят заставить учить церковнославянский язык

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) заявил, что в российских школах следует ввести преподавание церковнославянского языка.

Лера Крышкина

РелигияОбществоРоссия

1868

18.11.2024

Итоги опроса Бабра: храм не нужен, а вот мэр — да

В Красноярске планируют к 2028 году возвести огромный Богородице-Рождественский кафедральный собор ценой свыше 3,5 миллиарда рублей. Его строительство хотят приурочить к 400-летию города. Бабр в своем телеграм-канале «Красноярск. Бабр.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоКрасноярск

13042

18.10.2024

Шаманский маркетинг: новые реалии бурятского бизнеса

Слухи о влиянии шаманских ритуалов на рынок недвижимости Бурятии варьируются от забавных историй до серьезных утверждений о влиянии на цены и успешность сделок.

Виктор Кулагин

РелигияНедвижимостьПолитикаБурятия

12957

16.10.2024

Монгольский буддизм в массы: в Улан-Баторе прошла первая международная конференция по религиоведению

Национальный университет Монголии традиционно проводит раз в два года научную конференцию по религиоведению.

Денис Большаков

РелигияНаука и технологииОбществоМонголия

4458

29.08.2024

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова. Видимо, с Анавад Далай, которую он считает отдельной планетой, из которой когда-то люди прилетели на Землю. В шутку или нет, но он сделал любопытное заявление в своем телеграм-канале.

Виктор Кулагин

РелигияСобытияНаука и технологииБурятия

27918

25.09.2023

Навести мосты: итоги визита Папы Римского в Монголию

Папа Римский Франциск посетил Монголию с 1 по 4 сентября. Глава Католической церкви встретился с президентом Ухнаагийн Хурэлсухом, принял участие в совершении молитвы благодарения вместе с монгольскими католиками и провел встречу с представителями различных религиозных организаций Монголии.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоМонголия

109312

05.09.2023

«Маленькая по численности, но живая верой»: для чего Папа Римский едет в Монголию?

Папа Римский Франциск посетит Монголию с 1 по 4 сентября. Понтифик приедет по приглашению монгольского президента Ухнаагийн Хурэлсуха. Основная программа визита до сих пор неизвестна.

Денис Большаков

РелигияОбществоМонголия

28068

30.08.2023

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

60965

29.08.2023

Телеграм Томска за неделю: дома около Красной мечети, собачий вопрос и лето без кваса

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 1 по 7 мая 2023 года включительно.

Андрей Игнатьев

РелигияБратья меньшиеЭкономика и бизнесТомск

115552

08.05.2023

Кадыров, мэрия Томска – «Вектору» никто не указ

Арбитражный суд Томской области не изменил своё решение по поводу строительства трёх четырёхэтажных домов рядом с Красной мечетью. Администрация Томска якобы незаконно отказала фирме «Вектор» в возведении многоквартирников по адресу: улица Трифонова, 18.

Андрей Игнатьев

РелигияКультураЭкономика и бизнесТомск

115569

16.03.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

41889

25.01.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

14134

17.01.2023

Лица Сибири

Битаров Александр

Юрасова Татьяна

Бояринова Наталия

Нестеренко Аркадий

Босхолов Сергей

Багдаев Батодалай

Торгунаков Геннадий

Бураев Федор

Большешапов Александр

Маяренков Сергей