Расскажет новая выставка Александра Самарина
В галерее «Палитра» работает выставка нашего земляка, известного живописца Александра Самарина, открывшаяся несколькими днями раньше. Экспозиция - радостная, красочная, тепло светящаяся всеми цветами спектра - обступает вас, едва вы подниметесь по деревянной лестнице в выставочный зал галереи.
Тихо играет музыка, мягко льется свет на полотна, переходят от одной работы к другой гости.
В вечер вернисажа хозяйка галереи Лина Ермонтович говорила:
- Мы открываем выставку нашего любимого художника… Для меня это прежде всего - красота. Когда мы еще только развешивали картины, я поймала себя на том, что все это время я пела Гребенщикова «Под небом голубым». Для меня Сашины картины - как тот «город золотой». Хотя на самом деле здесь все, возможно, гораздо серьезнее - это жизнь, с ее грустью и печалью, с минором и мажором. Но есть и тихая радость в каждой работе. Я каждый раз удивляюсь и восхищаюсь, спрашиваю Сашу: откуда, как это приходит? А он пожимает плечами: я просто работаю.
…Александр Самарин - художник, не обойденный вниманием: его работы включают и в групповые выставки в области и на выезде, и персонально он выставляется, и в масштабных проектах участвует.
На этот раз его выставку можно назвать достаточно камерной - такие у него тоже бывали. Хотя эта камерность вовсе не предполагает легкомысленности в отборе работ или в формировании экспозиции.
Глядя на плоды трудов этого художника, невольно думаешь: как удалось ему сохранить незамутненную детскость восприятия? Эту трогательную наивность, эту манеру, схожую с рисунком ребенка? Иногда эта детская стилистика наводит на мысль о предназначении работ для детской аудитории, для какого-то дошкольного издания, и это не лишено оснований - Александр Самарин несколько лет сотрудничал с журналом «Сибирячок». Но работы художника отнюдь не являются только иллюстрациями на журнальных страницах, напротив - при всей их кажущейся простоте они самодостаточны и полны глубокого, часто - философского смысла.
Начать небольшой обзор хочется с новой серии работ (тетраптиха), выполненных в несколько иной для Самарина манере. Они тоже сказочны и тоже метафоричны, объединены общей идеей и родственностью персонажей, но отличаются от прежних некоторой монохромностью и, если можно так сказать, символичностью. Вся серия посвящена «покорителям»: здесь есть мотылек - «Покоритель всепожирающего огня», улитка - «Покоритель неимоверных расстояний», рыбка - «Покоритель несусветных глубин» и птичка - «Покоритель запредельных высот».
Глубины, высоты, расстояния, огонь - все это категории, не очень сопоставимые со скромными возможностями наших мотыльков и улиток. Если принять мягкую иронию автора, тогда надо спроецировать ее на себя, на наши извечные человеческие амбиции. Мы тоже мним себя покорителями - покоряем то тайгу, то океан, то Арктику, то Антарктику… На самом деле мы были и есть часть природы, до определенной степени разумные, абсолютно подвластные ее законам и нередко бессильные перед разгулом ее стихий.
И все же… Маленькой птичке удается покрывать огромные расстояния, а рыбке - глубины. «Маленькому» человеку порой тоже удается делать грандиозные открытия, устраивать всепланетные трагедии, осуществлять полеты в космос, передавать мысли на расстояние… Все - относительно. Так что, может быть, не случайно лицо каждого «покорителя» у Самарина обрамлено царской короной?
Метафорична и его большая, густо населенная персонажами работа «Самый вечный спектакль». Здесь - два начала… Месяц и Солнце, день и ночь, мужчина и женщина. Они окружены многочисленными атрибутами бытия, и каждый исполняет изначально отведенную ему роль в цепи продолжающейся жизни. Работа декоративна, и в то же время смысловое ее звучание полифонично и сложно.
Нельзя не улыбнуться при виде полотна под названием «Адам и Ева»: Ева смотрит на Адама, Адам витает в облаках, запрокинувшись лицом в небо… Сюжет - из времен еще до грехопадения: меж ними змей, в руке Евы яблоко. Но что интересно - соотношение устремлений и в дальнейшем не изменится! Женщина (по предназначению своему) будет смотреть на мужчину, а мужчина… Куда только он не смотрит! Образно говоря - да, в небо. В реальной же действительности небо могут с успехом заменить работа, футбол, друзья, пиво… Продолжать дальше не имеет смысла, поскольку мужчины знают свои векторы лучше меня, женщины.
Любопытна картина «Три птицы счастья». Герои ее - три человека, и каждый, конечно же, понимает счастье по-своему. У одного это - птица в руках, у другого - рыба, а у третьего - гнездышко с яичком. Кто-то вылупится из яичка, какой птенец оперится и выпорхнет? Это как в ситуации с младенцем, когда не знаешь, кто из него вырастет. Добрый или злой человек, нежное, благодарное дитя или его противоположность. Да и вообще - родная это кровь или кукушонок-подкидыш? И порой уже кажется, что лучше не вдаваться в такие подробности, чтобы не искушать судьбу…
И еще работа, которую я для себя назвала «Песочные часы». По жанру это портрет, хотя изображение не носит каких-то индивидуальных черт. Портрет ребенка, который держит в руках маленькие песочные часы, но и сами очертания юного человека в точности повторяют контуры песочных часов. Лицо его играет теплыми (песочных тонов) красками жизни - весь «песок» еще в верхней части часов, а значит, все у него впереди, времени в запасе - немерено. Во всяком случае, так обычно кажется… Осознание конечности бытия, драматизм от быстротечности времени, ностальгия по безвозвратно ушедшему, растерянность, смятение - все это придет потом, потом, когда время, как песок, как вода сквозь пальцы, утечет куда-то.
Кстати, песочные часы куда безжалостнее любого другого часового механизма скажут вам, что ваше время истекло… Пусть это наступит не скоро!
Однако все это - скорее в подтексте работы. И невольно думаешь, как тонко, точно и деликатно передал художник взаимоотношения человека с собственным возрастом, а в итоге - со временем как с философской категорией. То есть если ребенок еще может играючи перевернуть часы, те, что в руках, - то само время, как это ни печально, обратного хода не имеет.
Но может быть, вам художник даст другие поводы для размышлений - менее грустные, более оптимистичные? Вы можете проверить свое восприятие, прочтя главное для себя в другом - скажем, в его «Жалельщице бездомных котов», где бездомный кот, существо с человеческим лицом, напомнит вам о том, что не каждый гомо сапиенс обладает этим качеством - человечностью… Но что-то опять - грустно. Нет, это просто ученый кот попался!..