Тест на толерантность не пройден
Прогремевший по всему миру карикатурный скандал эхом отозвался в России. Редакторам газет строго-настрого порекомендовали отказаться от перепечатки злополучных карикатур, и вообще посоветовали не задевать обидчивых мусульман.
Послушались не все. И пока горячие ливанцы с иранцами громили скандинавские представительства, осторожные российские чиновники закрыли две газеты. Главного редактора вологодской газеты «Наш регион» Анну Смирнову уже допрашивали в прокуратуре. Ей грозит до 5 лет лишения свободы по статье «возбуждение национальной расовой или религиозной вражды». Власти объясняют такую жесткость тем, что они стремятся не допустить хотя бы малейших волнений среди мусульман России. Возможно, вологодцы, перепечатав датские карикатуры на пророка Мухаммеда, и перегнули палку. Но как быть с волгоградской газетой «Городские вести», которую закрыли за вполне нейтральную иллюстрацию собственного производства? На рисунке изображены Христос, Моисей, Будда и Мухаммед, смотрящие телевизор, на экране которого — две готовых к драке группы людей. Подпись под рисунком гласит: «Мы вас этому не учили». Это что, тоже разжигание розни?
Забавно, что «оскорбленные в своих религиозных чувствах верующие» вовсе не отреагировали на волгоградский шарж. С подачей кляузы подсуетились местные единороссы. Председатель Исламского правозащитного центра Исмагил Шангареев и вовсе назвал шаг волгоградских чиновников слишком жестким. Вообще-то в исламе запрещены любые изображения пророка, но мы вроде бы светская страна и живем пока не по шариату. Хотя все к тому идет. Постоянно прибавляющая в численности мусульманская умма постепенно ощущает свою силу и начинает высказывать свои претензии к немусульманской России. То российский герб кому-то не понравится, то кто-то потребует назначить своего, мусульманского, вице-президента страны.
Пока эти амбиции и претензии выглядят абсурдно, но кто знает, что будет в будущем? Во всяком случае, тенденция к усилению влияния мусульманского сообщества в России налицо, и перед журналистами уже сегодня встает этическая проблема: как писать на актуальнейшие околоисламкие темы, но при этом не оскорблять религиозные чувства верующих?
Этим вопросом всерьез озаботилось информационное агентство «Росбалт», собрав 21 марта в своих стенах востоковедов и специалистов по исламу. Все эксперты сошлись во мнении, что журналистам неплохо бы знать материал, прежде чем высказывать свою точку зрения.
- У мусульман есть набор ценностей, и если их задеть, то мусульманин не может не встать на их защиту, — сказал заместитель председателя Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского университета Марат Муртазин. Он заметил, что в российском обществе сильна тенденция смотреть на мусульман как на нечто пришлое, инородное. — В отличие от Запада, куда мусульмане действительно пришли, мы, российские мусульмане проживаем на этой земле не меньше, чем русские, удмурты и другие коренные народы. До тех пор, пока у нас будет взгляд на ислам, как на нечто чуждое, привнесенное, во взаимоотношениях, к сожалению, будут сохраняться стереотипы «свой-чужой», — сказал Марат Муртазин.
По словам эксперта, на данном этапе необходимо определить отношение общества к религии в целом, и к исламу в частности, ведь «ислам и Россия — это единое целое». При этом Марат Муртазин предостерег православных от попыток воцерковления государства. — Будущее России не может быть никак уложено в рамки православного государства и попытки навязать такой путь приведут к очень плачевным для России последствиям, — сказал он.
Зампред Совета муфтиев России напомнил, что у мусульман тоже есть свои интересы и принципы, «а значит, и требования к обществу». — А значит, уважайте же нас! — обратился к журналистам Марат Муртазин.
Ведущий научный сотрудник Института восточных культур РГГУ Алексей Журавский отметил, что в любой религии существуют «святыни, над которыми нельзя глумиться, но есть и носители религии, обычные люди над которыми вполне могут смеяться». По мнению эксперта, непонимание и многочисленные проблемы возникают именно из-за крайне низкого уровня религиозного образования. При этом Журавский подчеркнул, что равноправие всех конфессий можно соблюсти только в светском государстве, а потому «требования религиозных общин должны быть категорично ограничены законами светского государства».
Юрий Зинин, специалист по связям с общественностью стран Ближнего и Среднего Востока главной дирекции международного сотрудничества РИА «Новости», признал, что в обществе сформирован устойчиво негативный образ мусульманина как «бородатого человека с искаженным ненавистью лицом и автоматом Калашникова в руках». Он пояснил, что многие неосторожные и неприличные публикации об исламе и мусульманах вызваны вовсе не злобой журналистов, а погоней за сенсациями, «за яркой картинкой». Зинин посоветовал самим мусульманам, прежде всего исламским ученым — улемам быть активнее, «чтобы донести свою оценку события, так или иначе затрагивающего ислам».
Ефим Резван, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамеры), указал на то, что в борьбе за толерантность можно дойти до крайности. Российские журналисты могут просто начать бояться писать об исламе, опасаясь уголовного преследования. История вологодской журналистки вполне может стать прецедентом, а в результате исламская тематика вообще станет закрытым миром.
Резван рассказал, что в прессе исламских стран публикуется масса карикатур на самих мусульман, которые сегодня в российских газетах вряд ли решились бы опубликовать.