Далай-лама за сближение науки и духовности
Когда во вторник Далай-лама поднимался на сцену Зала Конституции в штаб-квартире ДАР (женская общественная организация «Дочери американской революции»), он выглядел скорее крестьянином, кем является по рождению, чем международным кумиром, которому миллионы людей поклоняются как 74 воплощению Будды сострадания Авалокитешвары.
Он шел неторопливо, слегка склонившись вперед, с широкой улыбкой на лице и с лукавым огоньком в глазах. Почему бы и нет: многотысячная аудитория - ученые, люди, занимающиеся медитацией, ищущие духовного знания, монахи в красных одеяниях - собралась, чтобы послушать учение, которое сам Далай-лама изучает с раннего детства. Сперва он учился у тибетских религиозных наставников, а теперь вот уже почти двадцать лет Далай-лама активно стремится расширить свои познания в разных областях науки. В его резиденцию в горах на севере Индии съезжаются ученые со всего света, чтобы обсудить с ним свои последние работы.
Встреча во вторник стала второй публичной встречей Далай-ламы с учеными. Она происходила в домашней атмосфере, как если бы тысячная аудитория наблюдала за беседой, протекающей в гостиной Далай-ламы. Опираясь на кафедру, семидесятилетний Далай-лама, которого также называют Его Святейшество, поведал о том, что еще мальчишкой, живя в далекой и тогда абсолютно недоступной для посторонних Лхасе, увлекался технологиями и наукой. Позже это увлечение вылилось в возвышенные и зачастую сложные ученые и философские дискуссии.
«После таких обсуждений я зачастую затрудняюсь вспомнить, что же конкретно было сказано», - говорит он со скромностью, которая кажется преувеличением тем, кто знаком с трудами Далай-ламы. «Но я думаю, что такие беседы оставляют отпечаток в моем мозгу».
То, насколько глубок этот отпечаток, стало темой на удивление жаркой дискуссии во время нынешнего10-ти дневного визита Далай-ламы в Вашингтон. Далай-лама уже является видной фигурой в религии, политике и литературе. Однако его растущее влияние в научных кругах впервые столкнулось со значительным противодействием.
Это произошло не на встрече в Зале Конституции, спонсором которой выступает Институт ума и жизни, основанный при участии Далай-ламы. Официально темой дискуссий, которые продлятся три дня, является медитация и современный научный взгляд на то положительное влияние, которое медитация оказывает на человеческий ум и тело.
Проблемы, скорее, могут возникнуть в субботу на ежегодном собрании Общества нейробиологов, на котором Далай-лама выступит с часовым докладом.
Американские ученые китайского происхождения начали кампанию, целью которой является отменить выступление Далай-ламы. По меньшей мере 600 человек поставили свои подписи под петицией, в которой говорится, что религиозный лидер не должен принимать участие в работе научной конференции. Журнал « Nature» посвятил этому вопросу редакционную статью, а также напечатал письма протеста.
«Выступление религиозного лидера, придерживающегося спорных политических взглядов, может спровоцировать ненужные противоречия, шумиху в прессе, а также значительный раскол в Обществе нейробиологов, членами которого являются ученые из разных стран, с различными религиозными убеждениями и политическими взглядами», - говорится в петиции, которую помимо китайских ученых подписали и несколько сотен ученых и исследователей, не имеющих отношения к Китаю.
«То, что Далай-лама был приглашен выступить с лекцией о «Нейробиологических аспектах медитации» перед более чем двадцатитысячным собранием уважаемых ученых противоречит здравому научному смыслу. Тема будет представлена необъективно, не со строгих научных позиций и без подкрепления научными доказательствами».
Это выступление незамедлительно вызвало ответную реакцию сторонников выступления Далай-ламы, а также породило дискуссии об истинных мотивах авторов петиции. Вот уже полвека между Китаем и некогда независимым Тибетом существуют более чем натянутые отношения, и Далай-лама находится в самом центре конфликта.
«Куда бы ни приехал с официальным визитом Далай-лама, китайцы непременно выступают с протестами по этому поводу», - говорит Джон Экерли, президент Международной кампании за Тибет и один из спонсоров визита Далай-ламы в Вашингтон. По словам Экерли, субботнее выступление лишь одно из серии «Диалогов между нейробиологией и обществом». Так, в будущем году свой доклад на собрании Общества нейробиологов представит известный архитектор Фрэнк Гири.
Секретарь Общества нейробиологов Кэрол Барнс уточняет, что «Далай-лама очень давно интересуется наукой и уже более 15 лет регулярно встречается с ведущими нейробиологами мира. Именно по этой причине его пригласили выступить с докладом».
Отвечая на вопросы журналистов перед началом конференции в Институте ума и жизни во вторник, Далай-лама сказал, что понимает, в чем причина разногласий: «Когда люди узнали, что я буду выступать с докладом, то они подумали - Далай-лама, символ более чем 500 лет тибетского буддизма, встретится с учеными. Согласен, это выглядит немного странным. Но ведь когда ученые приезжают в наши монастыри, это тоже выглядит не совсем обычно».
На конференции во вторник Далай-лама сидел на сцене вместе с другими выступающими. В отличие от обычных гостей конференции Далай-ламе не нужно носить табличку с именем, чтобы быть узнанным. Он - одновременно религиозный лидер, ученик, посетитель, знаменитость, изгнанник.
В среду Адам Энгл, президент Института ума и жизни, объявил, что дневное заседание начнется позже, поскольку у Далай-ламы назначены встречи с президентом Бушем и госсекретарем Кондолизой Райс. Собравшихся новость обрадовала – визит Далай-ламы в Белый Дом несомненно будет полезен в решении тибетского вопроса.
В недавно опубликованной книге «Вселенная в атоме: сближение науки и духовности» Далай-лама показывает, что цели, методы и выводы современной науки и буддизма удивительно похожи. При этом, однако, он твердо уверен, что нельзя рассматривать мир лишь с материалистических позиций. В своей рецензии на книгу газета «New York Times» подвергла довольно резкой критике некоторые мысли Далай-ламы об ограниченности теории эволюции в том, что касается зарождения жизни и сознания. В рецензии отмечается, что Далай-лама предлагает буддистскую версию сотворения мира.
На заседании во вторник как раз были продемонстрированы некоторые параллели между буддисткой философией и современной наукой.
Вольф Зингер, директор Института исследования мозга имени Макса Планка во Франкфурте, рассказал, что его исследования показали, что нейронная координация в мозге является основополагающим моментом в деятельности человека и в том, как он постигает мир, – вывод, к которому буддистская философия интуитивно пришла уже давно.
Ричард Дэвидсон, ученый-психолог из Университета штата Висконсин, чья новаторская работа о медитации также критикуется авторами петиции (надо отметить, что эта работа получила положительные рецензии в научных кругах), рассказал о своих исследованиях, которые показывают насколько «пластичен» мозг и как медитация изменяет природу и интенсивность мозговых волн. Роберт Саполски из Стэнфорда ознакомил собравшихся с результатами исследований вредного воздействия стресса на физическое и умственное здоровье. Опыты над лабораторными крысами, показали, что особи, которым были предоставлены возможности понизить уровень стресса, испытывали меньше проблем со здоровьем.
К концу дня стало ясно, почему Далай-ламу так привлекают научные изыскания. Темой обсуждения ученых и их работ, ведущихся при поддержке Института ума и жизни, является то, как с помощью последних находок в области биологии, химии и психологии можно понять и облегчить некоторые типы человеческих страданий. Неудивительно, что эти работы заинтересовали человека, которого считают воплощением Будды сострадания.
Помощники Далай-ламы говорят, что научная деятельность не менее важна для него, чем религиозная и политическая. На фоне того противостояния научной и религиозной мысли, которое зачастую можно наблюдать в Соединенных Штатах, участие Далай-ламы в научных исследованиях в области квантовой физики, нейробиологии сознания, эволюции и физической природы эмоций, приобретает особое значение.
Что касается самого Далай-ламы, то он всегда говорит, и повторил это еще раз на конференции во вторник, что если наука докажет ошибочность буддистских священных книг, от них можно будет отказаться.
Источник:
Washington Post
Марк Кауфман
Перевод: Наталья Иноземцева