Толерантное Рождество без расистского «Щелкунчика»
Берлин встретит Рождество без традиционного «Щелкунчика» в исполнении Государственного балета Берлина – главного и самого большого танцевального коллектива Германии.
Проблема в том, что великий балет П. И. Чайковского по мотивам сказки Гофмана в оригинальной версии Мариуса Петипа 1892 года, по словам исполняющей обязанности художественного руководителя берлинского балета Кристианы Теобальд, не соответствует «новым представлениям о мире».
Масштабная постановка «Щелкунчика» в Берлине стоимостью 1,5 миллиона евро была осуществлена российскими хореографами Василием Медведевым и Юрием Бурлаком в 2013 году и с тех пор неизменно сопровождала рождественские торжества.
Как заявила Теобальд в интервью изданию B.Z., неразрешимая проблема возникла из‑за так называемого блэкфейса (темнокожего грима) двух детей в сцене из второго действия, а также китайского танца с передвижением исполнителей «семенящим шагом» и восточного танца с гаремными наложницами и солистом с тёмно-коричневым макияжем.
По мнению руководительницы Государственного балета Берлина, всё это является проявлением расизма и насмешек над другими расами и в постколониальную эпоху неуместно.
«Это вещи, которые сегодня уже нельзя показывать со сцены без объяснений. Я убеждена, что нам нужно заново контекстуализировать этого “Щелкунчика”», – сказала Теобальд.
Вместо «проповедующего расизм» «Щелкунчика» в Берлине в предпраздничные дни будет показан балет «Дон Кихот». Так себе рождественская сказка. Зато толерантная. «Щелкунчик» же решено «переработать» и со временем представить «в новом контексте».
Отметим, что Берлинский балет не стал первопроходцем в борьбе с шедевром Чайковского и Петипа. В начале ноября о внесении изменений в постановку «Щелкунчика» в целях избавления от «нюансов в изображении других культур, которые могут счесть оскорблением» объявил Шотландский балет.
Фото: Bettina Stöß