Самая первая киношная девушка с татушкой дракошки
10 лет назад вышел шведский триллер «Девушка с татуировкой дракона», снятый по одноименному шведскому же бестселлеру.
Журналист Микаэль Блумквист (Нюквист) нанимается неким олигархом на работу фактически в качестве частного сыщика. За сорок лет до того исчезла любимая олигархова племянница – и неутешный до сих пор дядюшка отчего-то полагает, что именно Микаэлю будет по силам разобраться в том допотопном несчастье.
Сам Блумквист, подрядившись распутывать это странное дело, чрезвычайно поначалу растерялся, но судьба свела его с удивительным 25-летним существом по имени Лисбет Саландер (Н. Рапасе), хакершей, аутисткой, бисексуалкой, обладательницей фотографической памяти и философии справедливого дьявола.
Три увесистых тома из серии «Millenium», написанных шведским автором Стигом Ларссоном, были главной литературной сенсацией 2010-х, на фоне которой даже Дэн Браун со своим «Кодом да Винчи» выглядел если и не менее сверхдоходным, то во всех отношениях гораздо менее интересным. Ларссон умер, не увидев напечатанной даже первую из своих книг, – скоропостижной кончиной писателя многие как раз и объясняли феноменальный успех «Миллениума».
Права на экранизацию подобных бестселлеров покупаются за бешеные деньги, но случай трех «Девушек» – особый: Ларссон – швед, а не американец или англичанин, так что «право первой экранизации» «Миллениума» страна-производитель предусмотрительно оставила за собой.
И хотя в этой экранизации, снятой Нильсом Арденом Оплеу, трудно усмотреть какие-либо режиссерские находки или особую драматургическую ловкость (притом что упихнуть 700-страничный роман в 140 экранных минут – задача, конечно, не из простых), да и сам выбор актеров может вызвать нарекания, здесь все же чувствуется та элементарная аутентичность, которой никаким голливудцам по понятным причинам не достичь. «Девушка» Оплеу – это как телевизионный сериал BBC, например, по Диккенсу, но сокращенный в несколько раз и выпущенный в широкий прокат.
В общем, «Девушка с татуировкой дракона-2009» вполне сгодится в качестве киношной экскурсии по Швеции для тех, кто обычно смотрит очень похожие фильмы про Лос-Анджелес или Нью-Йорк. Но вышедшая двумя годами позже версия этой же истории в постановке Дэвида Финчера оказалась, чего уж там, в разы занимательнее.