Астана: круглый город. Репортаж БАБРа
Фотозаметки редактора БАБРа о столице Казахстана.
В конце сентября 2016 года Астана была дождлива, многолюдна и негостеприимна. В новой столице живет всего около миллиона человек, но город усиленно делает вид, что он намного больше .
Это достаточно забавное ощущение: во время прогулок по Астане кажется, что ты находишься в центре огромного мегаполиса, что в любую сторону, куда не пойди, будут километры деловых кварталов, спальных районов, промзон и пригородов. Но это иллюзия - ты поднимаешься на любую высотку и с удивлением обнаруживаешь, что вот за тем красивым зданием в тридцать этажей сразу же начинается дикая степь.
Город красивый, вылизанный, отстроенный. Но во многом искусственный. Взять ту же реку Ишим, рассекающую столицу на две неравные части. Путем возведения нехитрой системы искусственных дамб и запруд маленькую, незначительную протоку расширили до полноценного водоема шириной 120-150 метров. Изобретение, надо сказать, не новое, - аналогичным образом облагорожена, например, речка Исеть в центре Екатеринбурга.
Восточная часть города представляет собой достаточно беспорядочную, позднесоветскую территорию, застроенную бетонными высотками и мрачными административными утюгами. Фасады облагорожены, но "совковые" корни отчетливо угадываются.
Другое дело - западная сторона. В этой части город фактически отстроен с нуля. Стекло, бетон, широкие проспекты. Местами очень напоминает Москву. Заимствования очевидны и бьют в глаза.
Национальные скрепы.
Несмотря на определенное подражание Москве, столица Казахстана не теряет собственного лица. Это все-таки Азия, а не Европа.
Казахи построили стильный, выдержанный мегаполис. Именно стиль и чувство меры отличают Астану от других подобных городов-новоделов, таких, например, как Грозный.
Столичная опера. Помпезно, но со вкусом.
Это не космический корабль и не планетарий. Просто торговый центр с бутиками, ресторанами и фудкортом. Наглядное пособие, как сделать из банального молла оригинальную городскую достопримечательность.
В отличие от прочих государств Средней Азии, Казахстан не делает генеральную ставку на "традиционные" ценности, тотальную исламизацию и архаику. Власти республики разыгрывают более тонкую карту, где мечети отдельно, а дешевые китайские шмотки и гамбургеры отдельно. Похоже ли это на Россию? Очень похоже. Правда, Назарбаев не обременен жестким имперским синдромом и пока обходится без Крыма, Донбасса и противостояния с Западом. Разумно и дальновидно.
Новая Астана очень любит играть красивыми ракурсами и производить впечатление. Это город-обложка, глядя на которую приезжие должны проникаться экономическими и культурными достижениями постсоветского Казахстана.
Деловой центр. Все очень изящно и круто. Виден единый подход к организации городского пространства.
Как бы небоскребы.
Башня "Байтерек" - один из главных символов Астаны и всего Казахстана. Мифическое "Древо жизни", корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Кстати, попасть в миф может любой желающий, даже лифт имеется. Цена вопроса: 500 рублей для интуристов и в два раза дешевле для обладателей национального паспорта.
Президентский дворец. Пафосно, но без лишних перегибов - да, к самому дворцу подойти не дадут, однако доступ в чиновничий квартал свободный, чего нельзя сказать про аналогичные кварталы Душанбе и тем более Ташкента.
Президентский парк. Разбит всего несколько лет назад. С размахом, но без души. Последнее замечание справедливо для многого из того, что я видел в Астане. Казахская государственность строится с нуля - за ней виден разум и расчет, но не эмоции и сердце. Возможно, это отвечает национальному характеру, но лично я списываю некоторую искусственность окружения на личные качества президента Назарбаева, которого можно смело назвать главным архитектором Астаны. Это очень умный и осторожный человек - пафос и патетика утверждаемой казахской независимости для него инструмент, а не цель.
Мечеть Хазрет Султан, построенная в 2010-12 годах. Одно из самых красивых и выверенных зданий во всей Средней Азии.
Для меня эта мечеть - метафора нового Казахстана. Масштаб, но при этом выдержка и спокойствие в каждой детали.
Площадь независимости. Просторная настолько, что не влезает в кадр даже с большого удаления.
"Зерна и хлеба".