Великий пост
Пост – это намеренное воздержание от пищи и различных увеселений, «средство, содействующее возвышению духа над плотью, господству духовно-нравственных стремлений над чувственными».
В христианской традиции посты издавна сопровождали все наиболее крупные праздники, так как считалось, что с их помощью верующие «очищают душу от греха» и «отгоняют дьявола». Великий пост – главный из христианских постов – начинается сразу за разгульным праздником Масленицы и предваряет Пасху; в 2016 году он продолжается с 14 марта по 30 апреля.
У славян Великий пост называют еще Четыредесятница, поскольку длится он 40 дней – в память о сорокадневном пребывании Христа в пустыне. Возможно, подразумевались здесь и 40 часов, проведенных Христом во гробе. В это время принято строгое воздержание: нельзя употреблять «скоромную» пищу (мясо, яйца, молоко и коровье масло, спиртные напитки), с понедельника по пятницу разрешается есть один раз вечером (причем в понедельник, среду и пятницу возможно только сухоядение), в субботу и воскресенье допускаются две трапезы с горячей едой, приготовленной на растительном масле. Лишь в большие праздники этого периода (Благовещение и Вербное воскресенье) разрешено кушать рыбу. Постящиеся должны также отказаться от всяческих развлечений, избегать сквернословия и прочих «нечистых» действий, а также воздерживаться от половой жизни.
Современная Церковь допускает определенные послабления, советует верующим следить за состоянием своего здоровья. Однако в прошлом многие благочестивые люди, особенно «истово верующие» из крестьян, даже ужесточали свой пост, сидели исключительно на черном хлебе и воде, старались как можно дольше (иногда по нескольку дней) воздерживаться от еды. Даже старики и больные, радеющие о спасении души, согласны были скорее умереть, чем «опоганить душу» необходимой, но при этом скоромной пищей.
«Греховной скоромью» считали даже материнское молоко и, бывало, переводили малышей на разжеванный хлеб; а если ребенок погибал, то полагали, что такова Божья воля. Большим грехом считались в народе и различные увеселения; взрослые бдительно следили за молодежью, чтобы парни и девушки не устраивали вечеринок и игрищ, не смели петь «мирских» песен. Великий пост воспринимался, фактически, как время траура; недаром во Владимирской губернии с вечера Прощеного воскресенья завешивали все зеркала (как в тех случаях, когда в доме находился покойник) и полагали, что «посмотреться в Чистый понедельник в зеркало – все одно, что поглядеть на покойника».
В церковно-народной традиции разные недели и даже некоторые дни Великого поста имеют свои собственные названия.
Первая неделя называется Фёдоровой (в память святого великомученика Феодора Тирона) или Соборной (от богослужения в честь «Торжества православия», приходившегося на воскресенье этой седмицы, для которого в главный храм собиралось все духовенство). В эту пору крестьяне ожидали оттепелей, а потому говорили: «Неделя сбор – течет вода с гор», «Великий пост обмочит хвост».
Понедельник на этой неделе именовался Чистым, так как в этот день все парились в банях, меняли белье и вообще «очищались от греха» перед постом, удаляя с глаз долой все следы разгульной Масленицы. Женщины тщательно перемывали всю посуду, а то и меняли ее, доставая особую «постную» утварь, используемую только в это время. Остатки «поганой» пищи прятали, либо выбрасывали, скармливали животным или отдавали нищим, а чтобы очистить рот от скверны, во многих местах «полоскали зубы», т.е. в немалых количествах пили водку, говоря, что «у кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть».
Четвертая неделя поста – Крестопоклонная. В воскресенье, которым начинается эта седмица, Церковь прославляет «духовные плоды крестной смерти Спасителя», и на поклонение верующим выносят святой крест из алтаря на середину храма. В былое время прихожане украшали этот крест цветами, а в пятницу, после возвращения его в алтарь, собирали эти цветы, чтобы потом использовать их в лечебных целях. Среда четвертой седмицы поста – Преполовение Святой Четыредесятницы - в народе именовалась Средокрестьем, и считалось, что в эту пору, в ночь со среды на четверг, «пост переламывается», причем звук этого «перелома» можно даже слышать.
И.П.Сахаров писал, что «нянюшки и бабушки, забавляя детей, садятся в передний угол, за стол, и стучат под лавкой… этот стук, как уверяют они детей, будто происходит от ломанья поста». «Перелом поста» соотносился в народной традиции с переходом к весне, и в народе говорили, что «со Средокрестья щука хвостом лед разбивает». В некоторых местах в этот день ребятишки или девушки ходили «встречать весну» с ритуальными хлебцами – постными блинами или «крестиками» из пресного теста. «Кресты» пекли обычно для всех членов семьи и для ребятишек, ходивших по домам и поздравлявших хозяев с праздником. Бывало, что в «кресты» запекали разные предметы для благополучия (урожая, приплода скота и пр.) или гадания (попадется зернышко или монетка – к счастью, достатку и удаче, уголек – к печали, и т.д.).
Пятая неделя Великого поста – Похвальная, так как в субботу этой седмицы в храмах совершается служба «Похвала Святой Богородице». Празднование было установлено в память чудесного избавления Византии от персов и аваров в 627 г., но в русской традиции его целью было «утверждение надежды кающихся на небесную заступницу, пресвятую Богородицу». Это время связывалось у русских с наступлением весны, поэтому в народе шутили: «На Похвалу сорока яйцом похваляется». Еще одним примечательным днем на этой неделе был четверг, когда совершалось всенощное бдение в честь св. Марии Египетской и св. Андрея Критского, сопровождавшееся чтением соответствующих канонов. По мнению церкви, «Андреево стояние» должно «указать грешникам пример покаяния»; однако у восточных славян св. Андрей считался покровителем брака, и девушки «на выданье» обязательно посещали четверговую службу ради скорого и удачного замужества.
Шестая неделя Великого поста, когда Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, в народе именуется Вербной. Главный день на этой неделе - Вербное воскресение, с которым связано множество обрядов с освященной вербой; а кроме него, особо почитается также Лазарева суббота, когда вспоминают чудо воскрешения Лазаря Иисусом Христом.
Последняя, самая почитаемая неделя Великого поста именуется Страстной и посвящается последним дням земной жизни Спасителя, его страданиям на кресте, смерти и погребению. Самый главный день в эту седмицу - Великий четверг, когда принято очищать себя и все свое окружение от любой скверны. Всю Страстную неделю верующие должны проводить в особенно строгом воздержании и усердных молитвах, в пятницу (а желательно и в субботу) вовсе воздерживаться от еды, чтобы должным образом подготовиться к великому и радостному празднику Христова Воскресенья.
Питер Брейгель Старший. "Битва Карнавал и Поста"