Наталья Шапарова

© Babr24.com

СкандалыОбществоИсторияМир

8967

07.03.2016, 10:26

Масленица

С 7 марта в России начинается один из самых любимых в народе праздников – Сырная неделя или Масленица, величаемая также «веселой», «разгульной», «широкой», «пьяной», «честной» и т.п.

Всю эту последнюю неделю перед Великим постом дозволяется есть скоромные продукты (в том числе сыр и коровье масло), на стол принято выставлять всяческие угощения, но главное блюдо в это время – блины с различными начинками и приправами. Современная Масленица пришла на смену древнему языческому празднику в честь весеннего равноденствия, и потому на каждом столе в это время должен быть символ живительного Солнца – круглый золотистый блинок. Недаром говорят: «без блинов – не Масленица!».

В былое время опару для первых масленичных блинов заводили тайком, с особыми приговорами и магическими действиями, а первый блин непременно посвящали усопшим, чтобы и «честные родители» достойно встретили праздник. Молодые семьи в первый день Масленицы приглашали к себе тещу, чтобы поучила дочку печь блины. Блинами не только угощали домочадцев и гостей; их также обязательно брали с собой на гулянья и игрища, раздавали участникам ритуальных обходов (священникам, скоморохам и пр.), относили на кладбища в Прощеное воскресенье, украшали ими чучело Масленицы, а накануне Великого поста сжигали их – как символ скоромной пищи – в очистительном костре.

В дореволюционной России каждый день Масленицы имел свое название и за каждым были закреплены определенные обряды и традиции. Так, понедельник именовался «встречей», поскольку в этот день «встречали Масленицу». Для «встречи» хозяйки пекли блины и давали их детям, а те бегали по селу, катались с ледяных горок и выкрикивали: «Масленица приехала! Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! На горах катаемся, блинами объедаемся!». Нередко ребятишки собирались группками и ходили по дворам, поздравляя хозяев с праздником и выпрашивая угощение: «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели. Подайте широкой Масленице!». Молодежь тоже собирала «на Масленицу» песнями и прибаутками: «Ой да Масленица на двор въезжает, широкая на двор въезжает! А мы, девушки, ее состречаем, а мы, красные, ее состречаем!», «Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько! С блинцами, с каравайцами, с вареничками!». Кое-где уже в этот день сооружали «Масленицу»: парни и девушки вязали из соломы и веток фигуру, наряжали в девичий наряд, давали в руки блин и с песнями возили эту куклу на санях.

Вторник Масленичной недели называли «заигрышем», так как с него начинались развлечения молодежи. Среду величали «лакомкой», так как с нее обычно начинались хождения в гости и обильные угощения. Иногда этот день прозывали еще «тещиными блинами», поскольку в тех семьях, где молодые встречали свою первую совместную Масленицу, теща должна была пригласить к себе зятя с супругой. Четверг звался «широким» и «разгуляем», с него разгоралось самое веселье: тут уже не только молодежь, а все от мала до велика отправлялись кататься с ледяных гор и на санях (устраивая порой целые санные поезда, объезжавшие всю округу), качались на качелях, посещали ярмарки и скоморошьи представления. Многие такие игры и забавы, между прочим, в древности были частью обрядов плодородия: например, еще в конце XIX в. женщины катались с горок на донцах от прялок, стараясь проехать как можно дальше «ради длинного льна и конопли», а масленичные выезды на санях кое-где так и называли: «лен закатывать».

Масленичная пятница считалась «тещиными вечерками», а суббота – «золовкиными посиделками», поскольку в эти дни зятья потчевали своих тещ, а молодые невестки – мужниных сестер и прочую родню. Вообще, молодоженам на Масленице уделяли особое внимание: в последние дни праздничной недели им приходилось навещать всех родственников и знакомых, обязательно присутствовать на молодежных гуляньях и катаниях, демонстрировать всем крепость своего брака (например, часто и прилюдно целоваться). Таким образом, как считалось в древности, люди магически воздействовали на плодородие земли: молодожены, будучи носителями «жизненной» силы, как бы передавали ее природе и обеспечивали будущий урожай, тогда как «перестарки» (достигшие брачного возраста, но оставшиеся без пары парни и девушки) могли спровоцировать «бесплодие» полей и потому подвергались осмеянию и даже наказаниям (например, должны были во время масленичных гуляний таскать за собой привязанное к ноге полено и откупаться деньгами и выпивкой).

Самым примечательным днем Масленичной недели была, как правило, суббота, когда устраивались «проводы» праздника, а вместе с ним – и долгой зимы. Местами «проводы» приурочивались к воскресенью – «заговенью» на Великий пост. Для этого обряда использовали обычно куклу-«Масленицу», которую молодежь загодя мастерила из соломы и тряпок. Чаще всего «Масленица» изображала девушку или женщину, иногда нарядную и красивую, иногда растрепанную и неопрятную. Ее возили на санях или усаживали на колесо (символ солнца), прилаженное сверху на длинный шест, и торжественно несли через всю деревню, а руководили шествием ряженые, скоморохи. С песнями и плясками процессия выходила на поле, холм или берег реки, к заранее приготовленному костру, где чучело сжигали (реже – разрывали, разбрасывали по полю, топили в проруби или колодце). В масленичный костер нередко кидали старые и ненужные вещи, а также остатки «обжорства», выкрикивая: «Гори, блины, гори, Масленица!», или распевая:

Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!

В этом ритуальном уничтожении «Масленицы» одни исследователи видят символическое изгнание Зимы, побежденной жаром возрожденного Солнца, а другие – замену человеческой жертвы чучелом (так как праздники плодородия в древности часто сопровождались жертвоприношениями, призванными умилостивить божество).

Так или иначе, со временем сожжение «Масленицы» превратилось в народную забаву. Куклу местами заменили ряженые, потешавшие народ: так, в некоторых районах «Масленицу» изображал мужик-пьяница в рванье или какой-нибудь парень, «опытный в разных забавах и причитаниях», а возили его скоморохи, также всячески дурачившиеся. В городах на «встречу» и «проводы» Масленицы устраивали целые карнавальные шествия.

Завершается Масленица «Прощеным воскресеньем» - заговеньем на Великий пост. У русских принято в этот день просить прощения за все причиненные обиды и неприятности, чтобы «очистить душу» перед постом. Раньше «прощание» начиналось во второй половине дня, после вечерни; люди низко, до земли, кланялись друг другу и говорили: «Прости, Христа ради, в чем я перед тобой согрешил», а им отвечали: «Прости и ты меня» или «Бог тебя простит и я тут же», завершая обряд взаимным поцелуем. «Прощаться» непременно ходили родственники к старшему в роду, а в семейном кругу младшие просили прощения у старших. В деревнях «прощались» и с покойниками, посещая могилы близких и оставляя там блины и водку.

Борис Кустодиев. "Масленница", 1919 год

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СкандалыОбществоИсторияМир

8967

07.03.2016, 10:26

URL: https://babr24.net/?ADE=143158

bytes: 7188 / 7058

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Скандалы"

Неволя авиастроителя. Этот жилой комплекс – кого надо жилой комплекс?

Жилой комплекс «Иркут» в Иркутске-2 рекламируют все более активно: появились платные публикации в крупных информационных ресурсах Иркутска. Авторы, пользуясь случаем, привлекают потенциальных покупателей жилья тем фактом, что объект предназначен именно для авиастроителей.

Георгий Булычев

СкандалыНедвижимостьОбществоИркутск

1475

26.11.2024

Заложники интриг. Кто защитит детей в Усть-Баргузине?

История Ольги Ш., молодой матери четверых детей из Усть-Баргузина, чьи шокирующие фотографии облетели социальные сети и федеральные каналы, превратилась в поле битвы между чиновниками, политиками и общественниками. Бабр попытался разобраться в хитросплетениях этой истории. Апрель 2024 года.

Виктор Кулагин

СкандалыПолитикаРасследованияБурятия

13431

15.11.2024

Цирк, да и только: ремонт красноярского цирка завис на восемь лет

Восемь лет назад в Красноярске решили реконструировать цирк. Работы то начинались, то останавливались. За столь долгий период успел смениться подрядчик, видоизменился и проект. По последней информации, цирк могут открыть в 2025 году. Ремонт Красноярского цирка берёт своё начало в 2016 году.

Валерий Лужный

СкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

8555

05.11.2024

Инсайд. В чьих интересах сжигают Николаевку?

«Стройинновация» создана в Красноярске в июне 2015 года. До осени 2016-го она была зарегистрирована по адресу бизнес-центра «Спасский» на Ладо Кецховели, но затем сменила прописку на улицу Авиаторов, 5, где находится офисный центр «Авиатор».

Кирилл Богданович

СкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

9333

24.10.2024

Страсти по метротраму: Митволь, иски, проекты, миллионы

Экс-проектировщик красноярского метро Олег Митволь никак не может угомониться и не привлекать к себе внимание. То попросит проверить красноярскую прокуратуру на антисемитизм, то напишет о том, что старые тоннели метро могут обрушиться.

Анна Роменская

СкандалыТранспортЭкономика и бизнесКрасноярск

10311

17.10.2024

Быть или не быть – и все же все еще вопрос для «Пионера»

Радостная новость о признании незаконными планы застройки территории бывшего стадиона «Пионер» при более внимательном рассмотрении теряет свой блеск. Ведь на самом деле в затяжном судебном процессе все еще не поставлена точка.

Глеб Севостьянов

СкандалыНедвижимостьПолитикаИркутск

18069

10.10.2024

Концессии больше нет: «Мовиста» и ₽250 миллионов

Уже который месяц не утихают страсти вокруг ситуации с концессионным соглашением между компанией «Мовиста» и красноярской администрацией. История запутанная. Например, нет однозначного ответа на вопрос, кто же был инициатором расторжения договора.

Анна Роменская

СкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

13419

10.10.2024

«Дураки и дороги»: фильм, который не вызвал резонанса

В конце прошлой недели красноярский журналист Александр Танкович выпустил документальный роуд-муви про ремонт красноярских дорог. Продюсерами выступили красноярские политологи Андрей Шалимов и Алексей Аксютенко. Они же дают львиную долю комментариев по теме.

Анна Роменская

СкандалыТранспортЭкономика и бизнесКрасноярск

14008

09.10.2024

Инсайд. Беззаконие и кумовство в Берёзовке

Пока краевой прокурор Роман Николаевич Тютюник борется с коррупцией, его подчинённые в районах, прикрываясь результатами декриминализации, продолжают покрывать своих родственников и друзей.

Кирилл Богданович

СкандалыПолитикаКрасноярск

15267

09.10.2024

Ершик преткновения: «Лемана ПРО» прогневала буддистов Бурятии

Очередной скандал на религиозной почве разгорелся в России. На этот раз в эпицентре оказались буддисты Бурятии, Калмыкии и Тывы, возмущенные продажей в сети магазинов «Леруа Мерлен» (ныне «Лемана ПРО») товаров бытового назначения с ликом Будды Шакьямуни.

Виктор Кулагин

СкандалыРелигияЭкономика и бизнесБурятия Россия

24000

19.09.2024

Телеграм Иркутска за неделю: авария в Байкальске, сорванное досрочное голосование и арест Асалханова

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов со 2 по 9 сентября включительно. Коммунальный коллапс в Байкальске Город на берегу Байкала в ночь на второе сентября оказался лишен водоснабжения.

Глеб Севостьянов

СкандалыПолитикаЖКХИркутск

13538

10.09.2024

Красраб готов: ешь чё дали

МКУ «Управление дорог и благоустройства» (УДИБ) расторгло контракт на ремонт трамвайных путей на проспекте Красноярский рабочий со скандально известной фирмой ООО «Промстрой».

Анна Роменская

СкандалыТранспортКрасноярск

6101

04.09.2024

Лица Сибири

Шестаков Андрей

Константинов Кирилл

Цыденов Баяр

Игнатенко Сергей

Вырупаева Екатерина

Оськина Вера

Калабин Геннадий

Стрельченко Мария

Преловский Владимир

Веселкова Елена