Теологический цветок зла
В прошлый вторник депутаты призвали развивать институты гражданского общества и модернизировать политическую систему России. Но не просто, а «с опорой на сохранение традиций христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
Непростая задача. Непротивление злу, джихад, погружение в нирвану и запрет работать по субботам. Может получиться очень интересное гражданское общество, не говоря уже о политической системе. Хотя вряд ли выйдет нечто еще более занятное, чем нынешняя политическая и социальная ситуация. Так что Бог и Дхарма в помощь.
Это депутатское обращение было предисловием к законопроекту о защите религиозных убеждений и чувств. Он был внесен в Думу на следующий день, то есть в среду, 26 сентября. Там записаны те же самые слова, но без перечня конфессий. Просто «религии, составляющие неотъемлемую часть …» и далее по тексту.
Очевидно, закон будет защищать — точнее, призван защищать — религиозные убеждения и чувства всех верующих.
Ну не всех, конечно, а тех, которые неотъемлемые.
Но этих неотъемлемых религий в России довольно много. И не только религий, но и их разновидностей. Христианство — это не только православие, но и католицизм, и протестантизм. Разве в России никогда не было католиков? А православие в России — это не только РПЦ МП, это еще и старообрядчество во множестве разновидностей, и несколько автономных церквей. Что уж говорить о протестантизме, который давно и надежно укоренился в русском народе. И не надо называть русских протестантов — баптистов, адвентистов, пятидесятников — «сектантами», которые якобы «отпали» от истинной веры. Любой протестантский проповедник в два счета, с цитатами и примерами, докажет, что дело обстоит ровно наоборот. Что большие господствующие церкви (что католики, что православные) давно обрюзгли, одряхлели, обросли мхом народных обычаев и суеверий, — а вот протестанты хранят веру евангельскую в первозданной чистоте.
Различия между разными течениями внутри одной конфессии бывают гораздо драматичнее, чем конфликт между религиями, чем споры верующих с неверующими.
Однако вернемся к религиозным чувствам.
Когда православный называет протестанта «сектантом»;
когда протестант говорит, что господствующая церковь погрязла в грехе и безверии;
когда старообрядец крестится двумя перстами;
и, наконец, когда миссионер проповедует среди язычников — нет ли здесь оскорбления религиозных чувств и убеждений?
Полагаю, что да, есть. И гораздо сильнее, чем атеистические выпады. Ибо сказано: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог!» (Пс. 13.1). Ну и пусть себе изрекает! Что с него взять, с дурака? Так, наверное, думает каждый истинно верующий человек. Другое дело, когда твоему богу поклоняются как-то не так. И намекают при этом, что ты сам поклоняешься неправильно.
А вот вам штука еще более оскорбительная. Когда некто утверждает, что бог-то, конечно, есть. И даже не один. Их примерно полтораста, каждый со своим характером. Встречаются очень веселые. Но среди них нет Единого Бога великих авраамических религий. Я говорю об исконных российских язычниках. Сказано же: «…и другие религии». Другие — это бурятский шаманизм, чимарий-йула (древняя религия марийцев), мокшень-кой (мордовский языческий культ) и, возможно, что-то еще. Вырубка священной рощи — это не только экологическое преступление, это еще и оскорбление религиозных чувств, разве нет?
Правовое поле зарастает теологическими цветами. И вот здесь таится главный смысл «защиты чувств верующих».
Во всем мире ускоряется экономическая и технологическая гонка. От ее результатов зависит не только благополучие, но и само выживание стран и народов. А мы все выше взлетаем в эмпиреи богословских дискуссий. Вера, святыни, кощунство, богохульство… Это очень удобно для власти. Случись какая-то крупная неприятность — Бог наказал. Ну или козни дьявола. И не надо ничего делать — только усердно молиться. И помнить: всякая власть от Бога!
То есть от богов. Это чтобы не оскорблять чувства язычников.