Артур Скальский

© Радио Свобода

РелигияМир

2517

14.04.2012, 17:15

Священник Яков Кротов – об особенностях православной Пасхи

Католики и другие христиане западных конфессий отметили 8 апреля Пасху – праздник Воскресения Христова. Восточные христиане, в том числе Русская православная церковь, будут праздновать Пасху на неделю позже. Однако разница в календарях – не единственное, что отличает праздник Пасхи у восточных христиан и у западных.

Об этих различиях говорит священник, ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения" Яков Кротов:

– На уровне богослужения у православных, прежде всего, конечно, в России огромное значение имеет пасхальная утреня. Это довольно редкий для русской православной традиции образец богослужения быстрого, почти молниеносного. Единственный раз в году, когда духовенство переодевает богослужебное облачение. Все это для рядовых прихожан создает ощущение, мне кажется, такого замечательного карнавала, причем причастие отодвигается на довольно позднюю ночь. Многие до него не доходят. А вот именно Крестный ход и быстрое-быстрое пасхальное бдение. Это действительно единственная в своем роде служба. Она резко отличается от Рождественской службы. Может быть, поэтому так много людей считают приятным долгом на Пасху прийти в храм. Вот они отстоят Крестный ход, может быть, в нем и не участвуя, послушают часовую пасхальную утреню…

У католиков это обычная традиционная месса. Естественно, с другими песнопениями, с Крестным ходом тоже. Но в целом, по моим ощущениям, нет такого резкого противопоставления и перепада в атмосфере как у православных за пасхальным богослужением.

– То, как готовятся католики и православные к Пасхе, Страстная неделя – тут есть какие-то различия?

– Насколько я понимаю, различия сводятся к тому, что в России стараются в страстную все-таки довольно жестко поститься. У католиков часто тоже. Потому что даже католик, который весь год не постится, все-таки страстную пятницу стараются пожить натощак. Кроме того, насколько я понимаю, в России так и не утвердился обычай, который есть у католиков на Великий четверг – омовение ног, когда Папа Римский совершает этот замечательный обряд, конечно, символический, но тем не менее. Еще раз скажу, у православных значительно более сохранилось в этом смысле восточного, средневекового. То есть не просто в пятницу вынос плащаницы, а к ней все подходят, прикладываются. В этом смысле тут православная традиция…. Вот есть психотерапия по Фрейду, словесная, а есть телесно ориентированная психотерапия, когда идут какие-то поглаживания, похлопывания. Православие в этом смысле такое телесно ориентированное религиозное поведение, у католиков больше слов, а у нас больше тела.

– Традиционно Пасха в России – это еще и традиция схождения благодатного огня, это такое ежегодное чудо. На Западе что-нибудь подобное есть?

– Как говорил один герой Николая Семеновича Лескова, разве в Европе святые есть? Все святые – русские. Схождение благодатного огня – это не чудо, это легенда. В реальности у нас есть одно чудо – это горячая вера некоторой бывшей партхозной номенклатуры. Я все время путаю – кто организует привоз этого благодатного огня то ли Полтавченко, то ли Дикунин... Никакого благодатного огня, конечно, нет. Это миф, позднесредневековое суеверие. То, что оно так молниеносно возродилось именно в России в наши дни – это показатель российского язычества, одичания. В этом смысле мы единственная страна, где этому обычаю придается какое бы то ни было значение. В нем видят проявление превосходства православия над католичеством. На самом деле, конечно, чудо одно – вера.

– Есть рассуждения такого плана, что у католиков больший праздник – это Рождество, пришествие Спасителя. А для Восточной церкви больший праздник – это Пасха, Воскрешение, то есть такой трагический праздник. Верно ли это?

– Нет, это романтическая позиция. Она родилась, если не ошибаюсь в XIX веке. Уже, кажется, у Достоевского она есть. Это, конечно, чистое самомнение и надменное превозношение над собратьями по вере. У католиков Рождество – это семейный праздник, прежде всего, а вот Пасха у католиков, тоже радостный праздник, как и у православных – это праздник победы над смертью. Но Пасха у католиков – это и социальный праздник, то есть не праздник ячейки общества, а праздник самого общества, насколько верующие составляют именно общество. Праздник, когда проявляется единство веры с другими людьми, с чужими. А вот в православии, во всяком случае, я бы сказал о том православии, в котором я живу, мне кажется, как раз Рождество, как ни странно, это праздник социальный, государственный, национальный. А вот на Пасху больше проявляется личный, персоналистический аспект веры. Может быть, потому что это весна, уже тепло, люди легче себя ощущают, на Пасху в нашей традиции человек чувствует, что церковь – это, прежде всего, семья. Это не государство, это не основа культуры, а это твой личный праздник, твой родственник воскрес. Ты входишь, возвращаешься к отцу, и он подходит к тебе. А Рождество в этом смысле остается чем-то вроде Нового года, то есть событие, скорее, как ни странно, внешнее, что в царской семье родился ребенок. Сама атмосфера православной Пасхи более теплая, хотя это все происходит в храме.

Артур Скальский

© Радио Свобода

РелигияМир

2517

14.04.2012, 17:15

URL: https://babr24.net/?ADE=104792

Bytes: 5118 / 5118

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Религия"

Хроники победившего православия: школьников хотят заставить учить церковнославянский язык

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) заявил, что в российских школах следует ввести преподавание церковнославянского языка.

Лера Крышкина

РелигияОбществоРоссия

6789

18.11.2024

Итоги опроса Бабра: храм не нужен, а вот мэр — да

В Красноярске планируют к 2028 году возвести огромный Богородице-Рождественский кафедральный собор ценой свыше 3,5 миллиарда рублей. Его строительство хотят приурочить к 400-летию города. Бабр в своем телеграм-канале «Красноярск. Бабр.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоКрасноярск

30434

18.10.2024

Шаманский маркетинг: новые реалии бурятского бизнеса

Слухи о влиянии шаманских ритуалов на рынок недвижимости Бурятии варьируются от забавных историй до серьезных утверждений о влиянии на цены и успешность сделок.

Виктор Кулагин

РелигияНедвижимостьПолитикаБурятия

30411

16.10.2024

Монгольский буддизм в массы: в Улан-Баторе прошла первая международная конференция по религиоведению

Национальный университет Монголии традиционно проводит раз в два года научную конференцию по религиоведению.

Денис Большаков

РелигияНаука и технологииОбществоМонголия

8685

29.08.2024

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова. Видимо, с Анавад Далай, которую он считает отдельной планетой, из которой когда-то люди прилетели на Землю. В шутку или нет, но он сделал любопытное заявление в своем телеграм-канале.

Виктор Кулагин

РелигияСобытияНаука и технологииБурятия

32237

25.09.2023

Навести мосты: итоги визита Папы Римского в Монголию

Папа Римский Франциск посетил Монголию с 1 по 4 сентября. Глава Католической церкви встретился с президентом Ухнаагийн Хурэлсухом, принял участие в совершении молитвы благодарения вместе с монгольскими католиками и провел встречу с представителями различных религиозных организаций Монголии.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоМонголия

126045

05.09.2023

«Маленькая по численности, но живая верой»: для чего Папа Римский едет в Монголию?

Папа Римский Франциск посетит Монголию с 1 по 4 сентября. Понтифик приедет по приглашению монгольского президента Ухнаагийн Хурэлсуха. Основная программа визита до сих пор неизвестна.

Денис Большаков

РелигияОбществоМонголия

32162

30.08.2023

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

69881

29.08.2023

Телеграм Томска за неделю: дома около Красной мечети, собачий вопрос и лето без кваса

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 1 по 7 мая 2023 года включительно.

Андрей Игнатьев

РелигияБратья меньшиеЭкономика и бизнесТомск

116337

08.05.2023

Кадыров, мэрия Томска – «Вектору» никто не указ

Арбитражный суд Томской области не изменил своё решение по поводу строительства трёх четырёхэтажных домов рядом с Красной мечетью. Администрация Томска якобы незаконно отказала фирме «Вектор» в возведении многоквартирников по адресу: улица Трифонова, 18.

Андрей Игнатьев

РелигияКультураЭкономика и бизнесТомск

116408

16.03.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

42590

25.01.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

14401

17.01.2023

Лица Сибири

Покацкий Вячеслав

Жакова Ольга

Федосеенко Вячеслав

Толстихин Дмитрий

Виниченко Иван

Круглов Виктор

Иванов Антон

Хаптагаев Сергей

Бурлаков Александр

Коновалов Валентин