Жанна Васильева

© Российская газета

КультураМир

8244

16.12.2011, 01:07

Искусство задавать вопросы

В пятый раз вручена Премия Кандинского.

В "Гараже" объявлены победители премии Кандинского, крупнейшей негосударственной премии в области современного искусства, общий призовой фонд которой составляет 57 тысяч евро.

В номинации "Проект года" победителем стал Юрий Альберт с работой "Московский опрос". Лучшим проектом молодого художника назван перформанс Полины Канис "Яйца". Среди медиа-проектов победила работа Анастасии Рябовой Artistsprivatecollections.org.

Премию Юрию Альберту вручил режиссер Питер Гринуэй, который по традиции, заведенной на церемонии вручения Премии Кандинского, прочитал лекцию. Создатель знаменитых фильмов "Контракт рисовальщика", "Брюхо архитектора", "Чемоданы Тульса Люпера" в очередной раз объявил о смерти кинематографа, сделав это с присущим ему интеллектуальным блеском. Причиной этого печального события, на его взгляд, стало подчинение визуального образа цивилизации Гуттенберга, иначе говоря - слову и тексту. Надежду на перемену участи дает цифровая революция, благодаря которой дети эпохи интернета с младых ногтей требуют от искусства интерактивности и мультимедийности. И тем самым - освобождает от диктата слова.

Прелесть ситуации в том, что Гринуэй получил ответ от защитников слова гораздо быстрее, чем, возможно, ожидал. Потому что художник Юрий Альберт, выйдя получать премию и поблагодарив за лекцию Питера Гринуэя, не преминул объявить о смерти как раз живописи. По крайней мере той, которая родилась в эпоху Ренессанса и пережила второе рождение во времена импрессионистов. С его точки зрения, мы последнее поколение, которое еще застало это искусство. Сам Юрий Альберт предпочитает работать как раз со словом и текстом, предложив, например, в работе "Картины" зрителям читать бегущую строку с описанием античных полотен, которое оказалось единственным доказательством их существования. Впрочем, на премию была выдвинута работа "Московский опрос".

Встреча защитников и противников цивилизации Гуттенберга оказалась не единственной интригой вечера. Другая связана с тем, что оспорена не только граница между образом и текстом, но и между искусством и жизнью. По крайней мере некоторые работы, выдвинутые в номинции "Проект года" и сделанные год назад, похожи на комментарии на злобу сегодняшнего дня. "Показательный процесс" Ирины Кориной - монументальная скульптура из пластилина, который, вопреки мягкости и податливости, а может, и благодаря ей, просачивается за границы куба из сетки-рабицы. В "Московском опросе" Юрия Альберта зрителям предлагалось опустить бюллетени в прозрачные урны, выбрав ответ на вопросы. Например, такие: кажется ли вам произведение хуже, если вы не разделяете политических убеждений автора, или может ли хорошее произведение изменить жизнь к лучшему.

Кстати, на последний вопрос Юрий Альберт ответил в присущей ему манере - приглашения к действию. Он заметил, что хотя и сомневается в том, что искусство может изменить жизнь к лучшему, но попытается этому способствовать, передав часть премии на помощь больным детям. И выразил надежду, что это тоже станет традицией.

Прямая речь

Перед вручением Премии Кандинского Юрий Альберт ответил на вопросы "Российской газеты"

- Вы человек, который работает со зрителем. В какую традицию Вы вписываете свою работу?

- Я человек, работающий не только со зрителями, но всегда - и с работами других художников. Работа Ханса Хааке "Опрос" начала 1970-х годов, на которую я ориентировался, мне нравилась всегда. И я подумал: почему? Если вы помните, в МоМА Хааке задавал зрителям один вопрос - об их отношении к Вьетнамской войне. Я подумал: работа мне нравится, хотя Вьетнамская война давно прошла и никто не помнит, что там было. И я понял, что Ханс Хааке смоделировал универсальную ситуацию. Он продемонстрировал, что зритель, стоящий перед любым произведением искусства, всегда оказывается в ситуации выбора. Как минимум, он решает, нравится ему произведение или нет. А еще раньше он должен выбрать: пойти на выставку или, скажем, пойти в магазин? Поэтому я расширил спектр вопросов. У меня их восемь. Они варьируются от остро политических до абстрактно философских. Зритель должен отвечать на них "да" или "нет", опуская бюллетень в урну. Единственная разница, что у меня вопросы не об исторических событиях, а об отношениях к искусству. Даже те, которые политические, они - об отношении к искусству через какое-то политическое событие.

- Иначе говоря, вы продолжаете традиции концептуализма.

- Я не знаю, важно ли в 2011 году называть себя концептуалистом. Ханс Хааке, на которого я ссылаюсь, один из основателей концептуализма. В этом смысле эта традиция для меня очен важна.

- Скорее всего, многие из тех, кто приходили на выставку и участвовали в вашем "Московском опросе", о произведеии Хааке не помнили. Кроме искусствоведов, конечно. Тем не менее каждый, наверное, почувствовал удивление. Поначалу - оттого, что вся ситуация похожа на игру, в которой ответы вроде очевидны, а в конце возникало ощущение некоей озадаченности. Потому что в конце концов вы должны решить, что же называть искусством.

- Эта озадаченность и есть то чувство, которое я пытаюсь вызвать в зрителях. Я бы сказал, что правильное непонимание - это правильный результат. Я и добивался, чтобы зритель задумался, что такое искусство, что он тут, на выставке, делает, зачем он сюда пришел, как он отличает хорошее от плохого.Тут еще один важный момент. Я задумал эту работу как метафорическую. А сейчас в связи с выборами она превратилась в неметафорическую.

- И все ищут политический подтекст...

- Этот политический подтекст был, но он был другим. Но мне нравится и тот, который находят зрители. Интерпретация произведения искусства - прерогатива не только художника. Когда художник отпускает произведение, его может интерпретировать всякий. И такая интерпретация мне приятна. Потому что мне тоже кажется, что выборы должны быть нефальцифицированными и честными. Современное искусство - порождение демократического общества, только в нем оно и может существовать. Поэтому люди, которые поддерживают честные выборы, борются и за современное искусство тоже.

- Любая премия - это немного лотерея. Потому что искусство не марафон, где первым прибежал, и - примите поздравления. В чем польза премий? Помимо того, что они помогают художнику материально...

- Конечно, искусство не спорт. Никаких победителей в нем нет. А премия стимулирует интерес к искусству. Она дает возможность на выставке номинантов увидеть множество художников, которых обычно вместе не увидишь. Она помогает популяризировать современное искусство. А сама ситуация, что кто-то побеждает, да, в какой-то степени это лотерея, конечно.

Жанна Васильева

© Российская газета

КультураМир

8244

16.12.2011, 01:07

URL: https://babr24.net/?ADE=100753

bytes: 6678 / 6634

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Жанна Васильева.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3791

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2654

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1834

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3741

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4754

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8723

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8447

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10793

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4974

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6184

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9025

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12137

20.11.2024

Лица Сибири

Гаврилюк Александр

Константинова Оксана

Распутин Валентин

Дубков Александр

Сокол Сергей

Басманов Борис

Степанов Павел

Равилова Оксана

Шеверда Сергей

Дубынин Степан