Лапиньш на воеводстве
Есть такой анекдот.
Интеллигентная семья. Тишина. Жена берет скрипку и начинает долго и медленно играть. Наконец муж не выдерживает и говорит: - Ладно, ладно, куплю я тебе новое платье!
В скрытом от глаз мире так называемой «музыкальной культуры» зачастую кипят страсти ничуть не меньшие, чем в политике. Не является исключением и Иркутск.
Когда в областную филармонию пришел новый дирижер, многие решили, что многолетняя «война» в культурном учреждении завершится. Все-таки человек «со стороны», не втянутый в сложные взаимоотношения в иркутской культуре.
Напомним, что долгие годы директором филармонии была музыковед Марина Токарская, а главным дирижером - Олег Зверев. Оркестр филармонии еще при губернаторе Борисе Говорине получил звание «Губернаторского», что во многом определило и его статус, и предполагаемый уровень, и, что немаловажно, финансирование. И все годы существования оркестра внутри него плелись очень запутанные интриги, в основе которых, как всегда, была борьба за деньги и власть.
В 2005 году дошло даже до того, что Марина Токарская уволила Олега Зверева. Правда, его почти сразу восстановилили на работе, потому что конфликт дошел до губернатора. Само собой, во внутренних войнах с азартом участвовали и рядовые оркестранты, которые, как всегда, принимали ту или иную сторону и с удовольствием писали разнообразные заявления и письма. Основным аргументом в войне был якобы низкий уровень исполнения музыки, вину за который возлагали поочередно на директора, дирижера, министра культуры Веру Кутищеву и ее замов. Впрочем, другая половина считала, что уровень музыки все-таки высокий, потому что на гастролях иркутский оркестр всегда встречают с большим воодушевлением.
Некоторое время назад в филармонии сменилось руководство. Не по своей воле, конечно - приказом той самой Веры Кутищевой. Мотивация действий министра неизвестна - да и не о ней на самом деле речь.
В феврале 2010 года директором филармонии назначен Дмитрий Поблинков, на полгода раньше в филармонию пришел новый дирижер Илмар Лапиньш. Марина Токарская заняла пост художественного руководителя театра, завершив властный триумвират. И началось...
Для понимания описанного далее полезно посмотреть биографию Лапиньша, изложенную, как говорят компетентные люди, им самим, а потому весьма противоречивую. Начав свою карьеру в 1970 году ассистентом главного дирижера Ярославской консерватории, он нигде не задерживался более двух-трех лет - правда, побывав при этом главным дирижером маленького оркестра в югославском городке, советником по вопросам Боснии и Герцеговины министерства культуры Австрии, дирижером в Вене и Вероне. Каким-то образом, если верить вышеуказанной версии биографии, он оказался в период 1988-1990 год главным дирижером сразу Свердловской и Томской филармоний. С 2000 по 2009 год в биографии нашего героя наблюдается странный пробел, после которого он ненадолго появляется в оркестре имени Прокофьева и почти сразу - в Иркутской филармонии.
Злые языки говорят, что «дырку» в биографии дирижер щедро заполнил поклонением богу Бахусу - хотя музыкальная и артистическая братия всегда была ему не чужда, так что вряд ли можно считать это пороком.
Двухлетняя деятельность Лапиньша на посту главного дирижера филармонии привела к фактическому распаду коллектива, скандальным расследованиям службы государственного финансового контроля Иркутской области и прокуратуры. Вскрыты многочисленные факты нецелевого использования выделяемых бюджетных средств. По словам тех работников оркестра, которые еще не уволились, в коллективе царит абсолютная диктатура дирижера, который помыкает музыкантами, как крепостными.
Например, так называемые «стажеры», работающие в оркестре ничуть не меньше обычных музыкантов, должны получать по штатному расписанию пять тысяч рублей, а получают всего лишь тысячу. Остальные деньги растворяются в неизвестном направлении. Вообще, численный состав филармонии на момент написания статьи составляет 105 человек, на которых, соответственно, и начисляется зарплата. Фактически же в оркестре работают 92 музыканта. Неплохая прибавка к скромной зарплате руководства.
Дирижер не скупится на «неотложные» нужды филармонии. За счет бюджета он приобрел в свой кабинет кожаный диван, холодильник и ноутбук, в то время как артисты нередко едва сводят концы с концами и зачастую приобретают не только инструменты, но и концертные костюмы, за свой счет.
Артистам на гастролях не выплачиваются суточные. В существующих трудовых договорах прописаны только обязанности артистов, однако не указаны их права. Любые премии Лапиньш выдает не в соответствии с Трудовым кодексом и коллективным договором, а по своему собственному усмотрению. Усмотрение это направлено на многочисленных друзей и родственников дирижера, приглашенных им на работу. Например, в оркестре работает гражданская жена Лапиньша, которая получает зарплату по максимально возможному разряду, все возможные надбавки и премии. И при этом катается по своим делам куда хочет - и не за свой счет, а с сохранением всей зарплаты.
Не забывает дирижер и любимчиков. Обычному музыканту, пусть даже талантливому, получить повышение категории в оркестре практически нереально. Зато одна юная особа, Е.Лаврененко, будучи студенткой первого курса, получает весьма приличную зарплату.
Возникает резонный вопрос: почему коллектив терпит такие издевательства? Ответ прост. Многих, наверное, уже удивила цифра зарплаты, получаемой стажерами. Музыканты получают ненамного больше. Любой молодой и способный музыкант в конце концов предпочтет играть по ресторанам, чем получать 6-7 тысяч рублей в месяц. Поэтому основной состав филармонии - это люди предпенсионного и даже пенсионного возраста, на которых очень просто «надавить», унизить, и которым просто некуда уйти. Те, кто пытался протестовать, тут же были уволены - опять же с нарушением Трудового кодекса. Остальных поодиночке вызывают в кабинет Лапиньша и просто запугивают.
Напомним, что речь идет не о каком-то третьеразрядном оркестре, а о гордости региона, Губернаторском симфоническом оркестре. Своего рода культурном лице Прибайкалья.
Все эти факты подтверждаются заключениями прокуратуры и службы государственного финансового контроля. Филармония была привлечена к административной ответственности и оштрафована. Однако на деятельности нашего триумвирата это никак не отразилось. Как говорится, Васька слушает да ест. В смысле, Илмар.
Но вернемся к биографии Лапиньша. Люди, сведующий в российской музыкальной жизни, говорят, что за дирижером тянется шлейф скандалов. Практически во всех филармониях, где он работал, складывалась аналогичная ситуация. Через год-два дирижер со скандалом увольнялся и перекочевывал к следующей жертве. А филармония оставалась считать убытки - как моральные, так и материальные.
Нет никакого сомнения в том, что в министерстве культуры Иркутской области о ситуации знают. Более того - есть информация о том, что Вера Кутищева далеко не в восторге от господина Лапиньша. Однако «расклады» в региональной культуре таковы, что министерству выгодна напряженная обстановка в коллективах. Руководителями таких коллективов проще управлять, а главное - с ними легче договариваться, ведь на каждого из них накоплен солидный багаж компромата, и они прекрасно знают, что висят буквально на волоске от увольнения.
Однако в ситуации с дирижером Лапиньшем этот волосок, кажется, уже готов оборваться. И Иркутск получит, наконец, «новое платье».