Пасха, или Светлое Христово Воскресенье
Для всех христиан Пасха – это самый торжественный день, «праздник праздников и торжество торжеств», «царь дней». Первый день Пасхи, Христово Воскресенье, называлось в народе Великим и Светлым днем, а следующая за ним неделя величалась Святой, Великоденской и Радостной; и «вся та неделя – один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло не заходя всю ту неделю».
У евреев, использовавших лунно-солнечный календарь, Пасха праздновалась 15 числа нисана, т.е. была неподвижной. Однако в новом Юлианском календаре месяцы уже не устанавливались «непосредственным наблюдением лунных фаз», а определялись по циклу, поэтому христианская Пасха оказалась передвижным праздником; по старому стилю она приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. Церковь уже в III в., после долгих споров, выработала свои правила определения Пасхи, а именно: «праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день после того полнолуния, которое, будучи вычислено по известным предписаниям, случится в день весеннего равноденствия (21 марта) или непосредственно после него». В Григорианском календаре правило следования христианской Пасхи за еврейской уже не соблюдается, иногда эти праздники совпадают или христианская Пасха приходится на лунацию раньше. В разное время и для разных календарей составлялись и разные формулы для вычисления Пасхи.
Вообще, Пасха древнее христианства: она являлась одним из трех главных иудейских праздников и была установлена в память чудесного избавления евреев от египетского рабства. Название этого праздника (евр. «песах» – прохождение, пощада) напоминает о том моменте, когда ангел, губивший первенцев египетских, видя кровь жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо, оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Пасха продолжалась семь дней, с вечера 14 по 21 месяца авива или нисана, соответствующего последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить от стада овец или коз однолетнего агнца (называемого «пасхой»), а вечером в 14-й день заклать его и помазать его кровью оба косяка двери и верхнюю перекладину. В течение праздника Пасхи евреи употребляли в пищу только опресночные хлеба, а не кислые: «опресноки должны были напомнить еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, т.е. чуждым нравственного растления египетского».
Христианская Пасха сформировалась уже во II в. и стала памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, его смерти и Воскресении; «ибо Иисус есть Агнец Божий, берущий грехи мира». Согласно христианскому учению, «Воскрешением Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием – смертью, ибо Он воскрес, победив смерть… Спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения… Это – поистине Пасха великая, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь».
Поскольку искупительная смерть Спасителя и его Воскресение к вечной жизни стали опорным камнем христианства, праздник Пасхи для верующих превратился в своего рода календарную ось, важнейшее событие каждого года. Пасха празднуется 40 дней – в память сорокадневного пребывания Христа на земле по воскресении; но наиболее торжественно отмечается первая неделя по Пасхе, называемая в народе Светлой. В эти дни в церквях раздается «целодневный звон» – в знак победы Христа над смертью и адом; а богослужение в храмах совершается при открытых царских вратах – «в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо».
В славянской и, в частности, русской народной традиции с праздником Пасхи связывалось множество различных верований, преданий, легенд, обычаев и обрядов. Так, например, согласно общему для всех славян поверью, с первого дня пасхальной недели вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, и при этом небесные странники выглядят как простые нищие в ветхих рубищах; странствуя, они испытывают людское милосердие, награждают великодушных людей и наказывают злых. Злые же духи, смущающие род людской, в это время в ужасе бегут прочь, ибо светлый праздник «угрожает власти демона, лишает его возможности вершить злокозненные дела, причиняет муки, изгоняет прочь». Русские крестьяне говорили, что на земле не бывает чертей и бесов только в светлый день Пасхи – на это время вся нечисть прячется в преисподнюю, страшась Божьего гнева, и сам Сатана, помня о поражении, которое нанес ему Христос, лежит в аду ничком, не шелохнется всю Святую неделю до самого Вознесения. По восточнославянским поверьям, «во время Всенощной и в первый день Пасхи в церкви можно услышать, как под землей ведьмы и нечистые духи стонут и вопят по случаю Воскресения Христова». Весьма распространена была и легенда о том, что дьявол посажен Богом на толстую цепь в аду и весь год грызет эту цепь, но когда ему остается совсем немного, наступает Пасха, и едва священник возвещает: «Христос воскресе!», цепь немедля восстанавливается.
Подготовка к Пасхе.
Подготовка к великому празднику у славян начиналась на Страстной (последней) неделе Великого поста. В деревнях всю эту неделю трудились, не покладая рук: женщины убирались в избах, белили печи, мыли и скоблили столы и полы, перемывали всю домашнюю утварь; мужчины же заготавливали дрова для пасхального костра и корм для скотины на всю Светлую седмицу, «чтобы в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой». Разгар всех этих работ приходился обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет»; в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей, чтобы «весь год чистыми были». Кроме того, в Великий четверг забивали скот на мясо для праздничного стола, причем считалось, что сам «Чистый четверг, угодник Божий» сохранит это мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться с молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время».
Покончив с убранством избы, женщины обычно приступали к стряпне. Считалось, что на Пасху нужно выставить как можно более богатое угощение, чтобы потом не испытывать нужду и голод в течение всего года, поэтому каждая хозяйка готовила лучшие и по возможности разнообразные блюда. В богатых домах к Пасхе обычно жарили и варили мясо, красили и даже расписывали пасхальные яйца, а также пекли сдобный пасхальный хлеб с миндалем или изюмом, называемый в одних местах пасхой (паской), а в других – куличом. В домах победнее и угощение, конечно, было поскромнее, но даже самые малоимущие крестьяне старались к празднику покрасить яйца луковой шелухой и испечь, либо купить куличи или булки. При этом на Пасху принято было помогать неимущим семьям: зажиточные родственники и соседи следили, чтобы светлый праздник не омрачался «голодными разговинами», и в Страстную пятницу многие бабы из состоятельных семей разносили по домам бедняков всякие припасы – молоко, яйца, творог, куличи, а то и куски мяса. Мужики среднего достатка обычно старались загодя продать что-нибудь (дрова, сено и пр.), чтобы раздобыть денег и закупить припасов к светлому празднику. Приготовленные продукты – паски-куличи, яйца, творог, сыр и пр. – в Страстную субботу освящались в церкви.
Все хозяйственные хлопоты заканчивались обычно к вечеру Великой субботы, когда народ собирался в церкви на чтение «страстей». Спать в пасхальную ночь никто не ложился, это считалось в народе большим грехом и сулило неудачи, болезни и вообще всяческие несчастья в течение всего года. Праздничную ночь проводили либо в церкви, на богослужении, либо у традиционных пасхальных костров. Пасхальные огни знаменовали победу жизни над тьмой и смертью, а потому являлись непременным атрибутом праздника: например, на Руси прихожане, отправляясь на Страстной неделе украшать храм, расставляли около церковной ограды смоляные бочки и складывали костры; мальчишки бегали по колокольне и расставляли фонари и плошки, а самые смелые мужики и парни даже залезали на купол церкви, чтобы расположить светильники и там. Яркое освещение храма во время пасхальной службы соотносилось с тем светом, который Иисус принес миру, тем сиянием, в котором он вознесся на небеса, а также являлось «зримым выражением той радости, того ликования, которое испытывают верующие при радостной вести: Христос воскрес!».
Празднование Пасхи
Собственно пасхальные торжества начинались обычно с крестного хода, когда после «полунощницы» (полуночного богослужения, совершаемого в память о ночной молитве Христа в Гефсиманском саду) процессия прихожан во главе со священнослужителями обходила церковь – «чтобы встретить Христа вне храма, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима». Вернувшись к церковному порогу, священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего вся толпа вновь устремлялась в церковь. После крестного хода начиналась пасхальная утреня, которая завершалась колокольным звоном, а нередко – и ритуальными выстрелами из ружей. С этого момента начинался обряд христосования, когда все поздравляли друг друга с праздником традиционной формулой: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», обменивались крашеными яйцами, обнимались и целовались. Совершалось в это время и освящение пасок. Сначала в алтаре благословляли куличи наиболее чтимых и зажиточных прихожан, а прочие «пасочники» строились во дворе, держа на руках скатерти с куличами, украшенными горящими свечами; священник, выйдя из церкви, кропил их святой водой и благословлял хлеба, за что поселяне бросали ему в специальную чашу гривны и пятаки.
По окончании службы многие благочестивые люди прямо из церкви, не заходя домой, отправлялись на кладбище, дабы известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними. Например, крестьяне некоторых русских губерний сразу после освящения куличей шли на могилки родных, там отвешивали земные поклоны «родителям», целовали землю и поздравляли покойных со Светлым праздником, а также оставляли на могилке кусок кулича и творог для усопших, и только после этого отправлялись домой христосоваться и разговляться с домочадцами.
Пасхальная трапеза обычно проходила в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. К столу непременно собиралась вся семья. Глава семейства произносил молитву, после чего торжественно разрезал кулич, крошил мясо или баранину и раздавал всем домочадцам ломтики пасхи и мяса, а также крашенные яйца. В благочестивых семьях при этом непременно крестились, целовали освященную пищу и шептали: «Слава тебе, Господи, пришлось разговеться нам». Нередко «разговины» начинали с первого пасхального яйца, освященного в церкви: во время общей молитвы это яичко клали на божницу, а потом хозяин чистил и разделял его на кусочки по числу домочадцев, и только после этого раздавал прочие кушанья. Таким же образом «молили паску», т.е. обменивались кусочками кулича или разделяли освященный хлеб на всех. Принимаясь за еду, домочадцы непременно христосовались между собой, т.е. говорили друг другу «Христос воскресе!», целовались и обменивались яйцами, причем дети с родителями христосовались трижды.
Освященная пасхальная еда наделялась в народе сверхъестественным значением и особой силой. Остатки ее бережно сохраняли, чтобы использовать в трудные и важные моменты жизни. Например, кости освященного в церкви пасхального поросенка закапывали на пашнях, чтобы защитить поля от градобития. Нередко сохранялась и головка освященного кулича, с помощью которой хозяева надеялись обеспечить обильный урожай хлеба: перед севом эту головку с молитвой передавали хозяину, чтобы тот съел его в поле, а крошки запахал в землю вместе с зерном. Кроме того, освященный на Пасху хлеб считали оберегом от злых духов и лекарством от многих болезней людей и скота. Но больше всего поверий и обычаев связывалось у славян с пасхальными яйцами. Яйцо, подобно семенам, в народной традиции наделялось способностью сохранять и передавать жизнь, а потому само по себе олицетворяло идею воскрешения. Крашение яиц было одним из наиболее характерных обрядов Пасхи: считалось, что красное яйцо знаменует собой мир, обагренный кровью Христа и через это возрождающийся для новой жизни. Обычай красить яйца и «христосоваться» ими, по преданию, идет от самой Марии Магдалины, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!», начав этим свою проповедь.
У всех восточных славян принято было на Пасху обмениваться крашеными яйцами, «биться» ими и «катать» их (по земле или со специальных лотков). У русских бытовало поверье, что с помощью пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на «том» свете: для этого надо лишь сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, а затем на его могиле скормить яйцо «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умершего и будет просить за него Бога. Практически повсюду пасхальные яйца считали удивительно целебным средством и в течение года применяли их для лечения и профилактики многих болезней людей и скота. Первое освященное яйцо нередко брали с собой на сев, добавляли его к семенам, съедали во время ритуальной трапезы на поле, либо закапывали в полосу, чтобы получить обильный урожай. Скотоводы на Пасху освященным яйцом оглаживали лошадей, полагая, что если «не огладишь лошадку крашеным яицком, и корм ей в пользу не пойдет»; а деревенские хозяйки оглаживали коров и овец пасхальным яичком при первом выгоне скота в Юрьев день, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта!». Во многих местах считалось, что пасхальные яйца отгоняют нечистую силу, берегут от удара молнии и могут даже потушить пожар, если только праведный человек возьмет такое яйцо в руки и трижды обойдет горящее здание со словами «Христос Воскресе». Иногда яйцо просто бросали в огонь, полагая, что после этого пожар утихнет или хотя бы не распространится.