Нынешним летом в Чулимске
Драмтеатр имени Охлопкова закрыл сезон премьерой по пьесе Александра Вампилова В списке предложенных режиссеру Геннадию Шапошникову для постановки авторов и пьес, кроме Вампилова, были Арбузов и Рощин. Шапошников тем не менее сразу же остановился на "Прошлым летом в Чулимске". Директор театра драмы Анатолий Стрельцов отговаривал москвича ставить Вампилова: Вампилов здесь жил и работал, общался с людьми. И все же Геннадий Шапошников настоял на своем и поставил "Прошлым летом в Чулимске" на камерной сцене. Творчество Александра Вампилова похоже на монолит: невозможно вычленить какую-то одну из пьес, все, что он оставил нам, так рано уйдя из жизни, воспринимается как истории, случившиеся когда-то в одном далеком провинциальном городке. Вампилов вслед за классиком ставит вопрос о личной ответственности человека за собственную судьбу, без ссылок на абстрактную "среду". Напряжение вампиловских пьес растет не между персонажами по законам драмы, а внутри них — по законам трагедии. Юмор, присущий языку Вампилова, определил жанр спектакля Геннадия Шапошникова — "трагический гротеск", который режиссер считает высшим театральным жанром, пытаясь найти его в любой пьесе, а в "Чулимске", утверждает он, особо трудиться над этим не приходится. "Здесь, — говорит Шапошников, — уже все написано, надо только озвучить". Спектакль начинается с того, что дружная компания, собравшаяся за столом, вдруг устраивает чтение вслух. Причем цитируется весь авторский текст с описанием природы и интерьера столовой. Потом каждый актер по очереди встает из-за стола и представляет свой персонаж, делая упор на моментах, где описанные Вампиловым детали не совпадают с представленными. С помощью этого приема режиссер рассчитывал передать современность звучания написанной в других реалиях пьесы. Но зрители, похоже, в большинстве своем не приняли и не поняли этого хода. Самый "лучший и живой" персонаж из вампиловских героев следователь Владимир Шаманов нелеп, беспомощен и не вписывается в действительность. Ему тридцать три года — это возраст Христа, это не случайная, а принципиальная деталь. У Вампилова вообще нет ничего случайного — провинция, подобно паутине, поглощает все мечты героев. И даже светлое начало омрачается случайными обстоятельствами. Чтобы ставить Вампилова, надо понять, как важен выход через частное к общему, и точно прочувствовать природу трагикомического, не делая акцента ни на одной из частей. Это случилось в спектакле, скорее всего, благодаря игре замечательных актеров, многие из которых лично знали драматурга. Шаманова играет Александр Дулов, Зинаиду — Евгения Гайдукова, Валентину — Милена Гурова, Пашку — Евгений Солонинкин. После продолжительной болезни снова вышел на сцену народный артист России Виктор Егунов, играющий охотника-эвенка Илью Еремеева. 20 лет назад Егунов уже сыграл Илью на охлопковских подмостках. Тогда его пришлось гримировать, а сегодня 73-летний актер лишь на год младше своего персонажа. Убедительна в спектакле народная артистка России Наталья Королева. Александр Булдаков, Юрий Десницкий, Игорь Чирва прочувствованно играют характеры наших земляков, у которых за самыми неблаговидными поступками и внешней грубостью скрывается чуткая и совестливая душа. Александр Вампилов очень любил актеров, поэтому виртуозно "прописывал" для них даже самые небольшие роли. Эпизоды спектакля выстроены актерами ярко и точно. В спектакле чувствуется то, что так отличает Вампилова от других: если он зацепил зрителя однажды, то уже никогда от себя не отпустит. Зачем же Валентина чинит забор, если это никому не нужно?! "Просто, чтобы он был целым", — отвечает героиня. Так и Вампилов писал свои пьесы, пытаясь собрать воедино мир, чтобы просто починить наш общий покосившийся забор.