«Операция Валькирия». Фильм о человеке, бросившем вызов Гитлеру
На экраны Германии вышел американский фильм «Операция Валькирия» – о попытке немецких офицеров совершить 20 июля 1944 года путч с целью свержения режима Гитлера.
Условием успеха путча было убийство фюрера, которое взялся осуществить полковник фон Штауффенберг. Его играет в фильме Том Круз. Покушение не удалось, и Гитлер жестоко расправился с заговорщиками.
Важный момент картины – представление полковника Штауффенберга, потерявшего на фронте правую руку, два пальца левой руки и глаз, Гитлеру в качестве начальника штаба резерва сухопутных войск. В этом штабе на Бендлерштрассе в Берлине Штауффенберг занимался подготовкой так называемого плана «Валькирия». Этот план, разработанный официально и согласованный с Гитлером, предусматривал меры по переходу управления страной к штабу резерва сухопутных войск в случае внутренних беспорядков, если связь с верховным командованием вермахта будет нарушена.
Именно этот план и было решено по идее Штауффенберга использовать для путча. Но для успеха путча надо было сначала убить Гитлера, и следом запустить «Валькирию» под предлогом попытки захвата власти силами СС.
Так как Штауффенберг оказался единственным из заговорщиков, имевшим регулярный доступ к Гитлеру, то он, в конце концов, взял на себя и осуществление самого покушения. Но бомба Штауфенберга практически не нанесла фюреру вреда. Расправа же Гитлера с путчистами была жестокой. Многих, приговоренных к смерти судьей Фрайслером, которого фюрер называл «мой Вышинский», по приказу Гитлера вешали на крюках, используя вместо веревки струны рояля, дабы продлить мучения. Казни снимались на кинопленку, и Гитлер просматривал отснятый материал.
Режиссер картины «Операция Валькирия» Брайан Сингер (Bryan Singer) и сценарист Кристофер МакКуорри (Christopher McQuarrie) создали триллер, в котором практически нет исторических ошибок, но это все же фильм, с соблюдением законов жанра, а не киноиллюстрация к общепринятой историками версии. В фильме есть один главный герой, а другие представлены более или менее схематично. Полковник Штауффенберг (и это хорошо удается передать Тому Крузу в картине) ясно осознает, на что он идет. Фон Штауффенберг говорит: «Я офицер, но, служа своей стране, я стал предателем собственной совести. Я участвую в государственной измене, участвую всеми доступными мне средствами».
В фильме запоминаются, например, сцена где игра детей под пластинку из «Валькирии» Вагнера подсказывает ему идею плана путча и сцена, где после неудачной попытки Штауффенберга привлечь на сторону заговорщиков своего шефа – генерал-полковника Фридриха Фромма, тот рявкает «Хайль Гитлер», но Штауффенберг разворачивается и, не ответив, уходит, а на окрик Фромма («Штауффенберг, я жду!») громко орет «Хайль Гитлер» и выбрасывает при этом вверх свою правую руку без кисти, салютуя фюреру культей.
Фильму, который снимался в Германии, в который было вложено 4 миллиона евро из федерального бюджета, предшествовали споры о праве саентолога Тома Круза воплощать на экране героя немецкого сопротивления.
Немецкая публика заполняет залы. Кинокритика же в целом пишет об удаче картины.
Известный журналист, издатель газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» Франк Ширрмахер написал: «Тот, кто видит Тома Круза, играющего Штауффенберга, кто слышит блестящие диалоги картины, тот смело может заключить пари, утверждая, что картина будет определять представление о Германии на многие десятилетия вперед».
Обладатель «Оскара» за картину «Жизнь других» режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк написал в той же «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» сказал что фильм сделал для имиджа Германии больше, чем это сделали бы проведенные в стране 10 чемпионатов Европы по футболу: «О наших героях сопротивления в других странах знали до сих пор немногие и немного, и фильм будет способствовать тому, что люди, например, в Америке вообще впервые услышат о Штауффенберге».
По поводу споров о праве Тома Круза на роль немецкий кинокритик, обозреватель газеты «Зюйддойче Цайтунг» Тобиас Книбе сказал: «Тот, кто так открыто, как Том Круз выступает в поддержку своего сомнительного для многих религиозного сообщества, будет то и дело попадать в трудное положение, так как есть, несомненно, немало людей, говорящих себе: "Я не пойду смотреть этот фильм, так как не могу согласиться с выбором именно этого актера на главную роль". С другой же стороны, я нахожу, что следует отличать артиста Тома Круза и его личные верования, и не оспаривать его права свободно выбирать роли».