В маленькой комнате сидел один исключительный муж
Это слова из спектакля "Bliss" чешского мима Войты Цвейды, едиственного иностранного гостя на фестивале "Мимолет - 2002". Эта фраза, пожалуй и объясняет весь спектакль. Все мы-- маленькие люди, которые сидят в своих "маленьких комнатах". И каждый из нас исключителен. По крайней мере, мы сами про себя так думаем. И, наверное, мы правы.
Потому что нет ничего в мире более малого и более значительного, чем человек. Жизнь простого маленького человека, с ее горестями и радостями - об этом спектакль чешского мима. Звучит скучно, правда? А вот смотреть - не скучно.
На сцене - только маленькая старая табуреточка. Но создается впечателение, что все пространство заставлено мебелью, ящиками и всяческими вещами. Более того, воздух переполнен звуками, светом. Правда, идеальная модель жизни маленького человека. Он оброс вещами, а на самом-то деле, кругом - пустота. А все звуки, всю мебель создает сам человек. Чех лепит это пространство при помощи движений, голоса и световых эффектов. Скрип кровати, журчание воды, щрох открываемой двери, очертания предметов, стены и сам дом возникают на сцене усилием воли одного человека.
Обычный день обычного человека начинается с борьбы с кроватью, потом - с зубной пастой и ванной. Проснуться, застелить, помыться. Маленькие дела. А кто сказал, что эти утренние подвиги меньше, чем подвиг какого-нибудь героя. Геройствовать легко. А вот попробуй каждый день на протяжении бесконечно долгой жизни вставать в одинокой квартире и делать привычные вещи. Это испытание.
Сцена перед зеркалом. Кто из нас не вертелся утром перед зеркалом, пытаясь то найти у себя прыщи на лбу, а то - вообразить себя суперменом? Так хочется видеть в зеркале что-то большее, чем ты есть на самом деле. Еще одно привычное развлечение - открыть окно и поплевать на проходящих внизу людей. Здесь - поразительная смена пространства. Сначала мим изображает маленьких суетящихся людей, увиденных глазами человека, который сидит на последнем этаже небоскреба. И вдруг - превращение. Мы видим, как человек целится плевком в кого-то внизу. И тут же зрителям предстал другой - тот, кто получил плевок. Смена двух планов настолько быстра - верх, низ, верх, низ, что становится ясно - тот, кто плюет и тот, кто получает плевок - один и тот же человек. Плюет сам в себя.
Еще одна поразительная сцена - человек в супермаркете, воплощении всех земных благ человечества, источсник благосостояния. Человечек кружит по супермаркету с тележкой, границы магазина вдруг раздвигаются неимоверно - за пределы сцены, за пределы кулис, за пределы мира. Глобальный, вселенский супермаркет. Большое чрево человечества.
Периодически течение спектакля вдруг обрывается. Сцена становися полностью темной и в капле прожектора появляется сам герой. Здесь он выражает свои "глубокие" мысли. Это и пародия на классический театр, когда-то любивший такие эффектные вставки - зонги с обязательной моралью "за жизнь". Это и пародия на человеческую мысль, которая оперирует избитыми клише, но такми близкими душе клише. Когда нам не досталось чего-то вкусного, зрелищного или денежного, мы твердим, как герой спектакля заученную фразу: "Жизнь - это мучение. Лучше мне никогда не родится." Когда мы мечтаем, звучит что-то нелепое: "Вот стану толстым, куплю штаны, буду смеяться над худыми. А потом стану худым, ушью штаны, буду смеяться над толстыми". Это примитивная, но почему-то бесконечно дорогая сердцу философия.
Самое страшное в жизни маленького человека - это одиночество. Он и сам не понимает этого сразу. Слово входит в его сознание целым рядом нелепых однокоренных созвучий - одношапочный. однокепочный. одноногий и наконец страшное - одинокий! Это слово в устах мима (который должен молчать по профессии!) звучит сначала смешно, потом грустно. потом скорбно, преврашается в крик несчастной птицы и наконец взрывается человеческим и яростным: Одинокий!!!!
А в ответ - смех зрителей. Действительно, смешно. Спектакль-то юмористический. Кстати, "Bliss" - одначает "Счастье". И правда, это ведь счастье - быть человеком.