Освободить мир от шоу-бизнеса
Планирует московский бизнесмен Валерий Мифодовский.
Недавно вышел большой скандал. Российское представительство звукозаписывающей компании «Гала рекордз» вкатило издательству «АСТ» иск на сумму в 1 миллион рублей за безобразные действия писателя Сергея Минаева, посмевшего в своем новомодном бестселлере «Духless» использовать в качестве эпиграфов 9 строчек из песни Лу Рида и пять — из двух песен группы The Smiths, не заплатив за цитаты «держателям прав» упомянутых музыкантов на территории нашей родины ни копейки. Мир сошел с ума на копирайте. Люди бросились отстаивать свои права. Авторские. Часто доводя ситуацию до абсурда. Впрочем, нашлись и те, кто решил бороться за другие права — права человека.
На любом лицензионном CD, выпущенном на территории нашей страны, написано примерно следующее: «Фонограмма предназначена для ЧАСТНОГО прослушивания. Воспроизведение (копирование), сдача в прокат, публичное исполнение и передача в эфир без разрешения правообладателя запрещены».
То есть хотите потанцевать на своем дне рождения под Сердючку, будьте любезны связаться с агентом артиста, испросить согласия и узнать размер отступных. Так же следует поступать владельцам кафе, в которых играет музыка, ди-джеям, крутящим чужие треки, водителям маршруток, гоняющих туда-сюда кассету с шансоном и проч. Понятно, что так мало кто делает — вменяемый механизм отслеживания выполнения закона пока не придумали. Но то ли еще будет. Хотя некоторые спокойно ждать того, что будет, не согласны.
Валерию Мифодовскому 36 лет. Он бизнесмен — генеральный директор солидной фирмы. Для души Валерий интересуется музыкой, — у него есть личная меломанская отдушина — группа EXIT project. Несколько лет назад он услышал единственный трек никому не известных музыкантов, получил утвердительный ответ на вопрос «А еще так можете?» и взял на себя обязанности директора молодых экспериментаторов — форматных рамок нет, ребята играют все, на что «прет», в основном инструментальную электронику и то, что критики назвали арт-фьюжн.
Сначала все шло хорошо. Журнал PLAY в последний день приема материалов включил первый же трек коллектива в «Русскую сборку» — сборник новой и неизвестной музыки со всей страны, отобранный редакцией. Выпустившая сборник компания CD Land поддержала первый диск группы отдельным тысячным тиражом. Валерий тогда вежливо кивал, слушая в офисе CD Land демо Ромы Зверя («Будущая мегазвезда!» — говорили ему) невежливо думая про себя «Ну и г…, кто это будет слушать?» А спустя короткое время понял, что группу «Звери» слушают все. Что в шоу-бизнесе кризис перепроизводства музыки, поэтому талантливых артистов не ищут, потому что есть продюсерские проекты с бюджетами и подконтрольными «куклами». Что его EXIT project со своей «неформатной» музыкой здесь никому не нужен и о нем никогда не узнает широкая публика.
Тут-то и вспомнил Валерий о единственном пока неподконтрольном средстве коммуникации — Интернете. И решил нанести шоу-бизнесу удар в самое болезненное место — денежное. Увлекшись идеями Ричарда Столлмена — основоположника философии свободного (то есть бесплатного) программного обеспечения, Мифодовский явил российскому музыкальному рынку идею FREE!MUSIC. Идея состоит в свободном и бесплатном распространении музыки. Это означает, что автор дает разрешение на тиражирование и использование своего произведения в любых целях, не требуя никаких авторских отчислений. Единственное условие при любом использовании — указание автора и его сайта.
Идеологических, рационализаторских и даже философских обоснований концепции FREE у ее сторонников хоть отбавляй.
Они считают, что идея копирайта порочна с точки зрения цивилизации в целом. Что механизм взаимообмена опытом и взаимообогащения всегда был основой развития общества.
Они говорят, что хотят донести до людей музыку, написанную не на продажу, а для души. «Творчество сегодня окончательно умерло в массовом сознании, музыкант перестал писать музыку для людей, теперь он пишет ее для шоу-бизнеса, — говорит Мифодовский. — Музыка стала продуктом потребления, как туалетная бумага, жвачка, глянцевый журнал. Возьмите лейбл знаменитого «электронщика» Бенни Бенасси: говорят, у него производственный план — 300 треков в год и собственная технология вывода на рынок каждой страны. О каком творчестве тут можно говорить? Большие корпорации убили творчество, монополизировали СМИ. Хочешь быть услышанным? Играй по их правилам. Какой выход у независимых и талантливых? Отдать свою музыку бесплатно. Для фильма молодого режиссера, тематического сайта, сборника независимого лейбла, региональной радиостанции, у которых нет возможности платить мзду правообладателям». Взамен — бесплатная реклама, эффективность которой подтверждает опыт монстров нашей эстрады, обязанных своей славе всесоветским обменом вожделенных, много раз скопированных магнитофонных записей. Практически любая русская рок-группа из 80-х сейчас находится в статусе легенды во многом благодаря тому, что стала известна в период, когда шоу-бизнеса в стране не было.
Один из главных аргументов противников музыки FREE — творцам будет не на что кушать. Но позвольте, возражают сторонники. А на что они кушают сейчас? Реальные деньги по отчислениям за авторские права получает лишь десяток «самых топовых» звезд.
«Борьба за авторские отчисления — в интересах правообладателей, а не артистов, — объясняет Мифодовский. — А правообладателями сегодня выступают крупные музыкальные корпорации, «владеющие» сотнями звезд-марионеток, которые находятся у них в контрактной кабале и получают со своих произведений копейки. Артист хочет звучать из каждого утюга, а правообладатель — чтобы только из утюга подконтрольного и заплатившего. Сегодня рекорд-компании бросают выпускать диски, потому что это невыгодно. Гораздо выгоднее, например, собирать с контент-провайдеров деньги за рингтоны».
Развитие рынка мобильного контента с миллионами ежедневно закачиваемых мелодий дало правообладателям новый стимул для борьбы за авторский рубль. Реальные суммы от авторских отчислений получают разве что дальновидные артисты вроде Шнурова. (Он и артист, и владелец компании «Шнурок», которой и принадлежат права на все его песни. И сегодня только ленивый не обсуждает миллионы, которые Шнуров заработал на отчислениях от продаж рингтонов его песен).
Основная масса артистов живет на гонорары от концертов и копейки от проданных лицензионных дисков. Концепция FREE!MUSIC не отменяет ни того, ни другого. По их убеждению, продавать то, что имеет материальное, количественное выражение — диски, проход на концерт — можно, музыку — как субстанцию, набор звуковых волн и отражение человеческих идей — нет.
Сегодня на сайте движения FREE!MUSIC зарегистрировано 45 групп, готовых отдать свои треки в безвозмездное пользование. Есть музыканты из Украины, Прибалтики и Белоруссии. Работает собственное интернет-радио, транслирующее только музыку FREE. В разработке англоязычная версия — насчет Запада большие планы: там и музыки хорошей больше и запуганных корпорациями людей. Свободная музыка была издана 50-тысячным тиражом как приложение к известному журналу, использована в оформлении народной книги Евгения Гришковца, постановках аудио-театра Дмитрия Урюпина, который ранее, пребывая в должности директора многих известных групп, выступал ее ярым противником. Музыкой FREE заинтересовались контент-провайдеры, известные рестораторы и производители mp3-плееров и флэшек, привлеченные идеей продавать носители с уже записанной на них бесплатной музыкой.
EXIT project — первые в России и, как позже оказалось, вторые в мире (после канадской группы The Barenaked Ladies) выпустили альбом, записанный на flash-карте. Данный проект полностью соответствует идеологии FREE — стоимость релиза равна цене пустой флешки.
Идеями FREE!MUSIC увлекаются и на Западе — взять хотя бы манифест «Философия свободной музыки» Рэма Самудрала, взятый за основу русскими последователями. Там свой бич — закон о защите авторских прав в цифровую эпоху Digital Millennium Copyright Act (DMCA), принятый в США в 1998 году в угоду медиакорпорациям. В качестве наглядной демонстрации закона по стране прокатилась волна показательных арестов подростков, скачивающих музыку из Интернета. С другой стороны поднялась волна народного гнева, поднятая жаждущими отстоять права своей личности распоряжаться хотя бы собственным ПК и возможностью делиться своими культурными открытиями с ближним.
Каждый борется «за свободу» по-своему. Был все-таки засуженный ныне Напстер — сервер по обмену бесплатной музыкой, куда, например, исландская космополитка певица Бьорк сама выкладывала свои новые релизы. Есть шведская Партия пиратов, которая предлагает пользователям Интернета обмениваться музыкальными и видео-файлами через защищенную виртуальную частную сеть, сохраняя собственную анонимность. Недавно в Дании появилось FREE BEER — пиво, рецепт которого выложен на официальном сайте. Каждый желающий может сварить по нему пиво и продавать в свое удовольствие, в качестве единственного условия наклеив на бутылку утвержденную этикетку.
«Реакция у людей из индустрии на наш проект — полярная, — говорит Мифодовский. — От «полный бред» до «молодцы, будущее за этим». Люди понимают, что в ближайшие 10 лет вся культура уйдет в цифровой формат. Молодежь отказывается от медиа, перестает смотреть телеканалы, основным источником информации становится Интернет и социальные сети. И когда уйдет поколение, привыкшее потреблять прежний шоу-бизнес, он уйдет вместе с ним. Но неизбежно появится какой-то другой. Сложится глобальная среда распространения цифрового контента, над которой можно будет легко обеспечить серьезный контроль. Но если людей, отстаивающих идеалы FREE, будет много, это будет тревожный звонок для корпораций. И возможно, время, когда каждую картину в Третьяковской галерее повесят в отдельный зал с отдельной кассой у входа, а ученые всего мира будут ежедневно отстегивать мзду за использование чужих научных открытий в своей работе, так и не наступит».