Ловкость рук и никакого мошенничества
На протяжении веков фокусники изумляли публику. Все, что им для этого требовалось - это ловкость рук и хитроумные уловки. Но как и почему им удается поражать людей, которые точно знают, что их обманут?
Ответить на этот вопрос, давно мучавший человечество, взялись современные специалисты-психологи. Они пытаются понять, как фокусникам удается так мастерски манипулировать сложным человеческим мозгом.
Всевозможные технологии обмана обсуждались на этой неделе в Научном музее в Лондоне.
Профессор Ричард Уайзман из университета Хертфордшира - сам бывший маг - является уникальным специалистом по взаимоотношениям публики и фокусника. По его словам, во время шоу происходит гораздо больше, чем думают зрители.
"Действительно хорошие артисты, те, кто отдает себе отчет в том, что и зачем они делают, наделены способностью тонко понимать психологию других людей", - говорит он. Именно этой способностью пользуются всевозможные маги, чтобы заставить нас смотреть на вещи так, как они этого хотят.
Раз, два, три...
Многие из расхожих уловок на удивление просты и сводятся к тому, что фокусники отвлекают наше внимание, играют на наших подозрениях или особенностях нашей памяти.
Главное для фокусника - владение собственным телом. Аудиторию можно заставить верить в то, что предмет находится в одной руке, а не в другой, всего лишь расслабляя или напрягая мышцы плеч и рук. Если рука напряжена, мы думаем, что предмет именно в ней. Этим и пользуются фокусники.
Самое сложное оборудование не заменит умения отвлечь внимание
Крайне важны направление взгляда и движения головы. Если артист смотрит в каком-то определенном направлении, то мы автоматически поворачиваем головы туда же и даем ему возможность для маневра.
Ну и конечно же нельзя недооценивать и то обстоятельство, что зрители не могут помнить деталей всех манипуляций, предшествовавших "чуду". Фантазируя, они помогают фокуснику.
Вот как это объясняет профессор Уайзман: "Например, маг может поменять местами несколько карт в колоде и сказать: "Я поменял карты местами". Потом он будет делать что-то еще и повторит: "Помните, в начале я перемешал колоду?". Это слово - "перемешал" - проникло в наше сознание. Люди начинают думать, что карты и правда, перемешаны. Но он лишь поменял местами несколько карт. Так постепенно он будет заставлять вас думать о малом как о большом".
Впрочем, многими подобными уловками пользуются не только фокусники. Время от времени к ним прибегаем мы все.
"Люди думают, что система их восприятия устроена просто, - говорит ученый-невролог из Университетского колледжа Лондона Гирант Рис. - Они думают, что у них в голове что-то вроде студии, где сидит маленький человечек и смотрит огромное количество отснятых снаружи пленок. Но все не так просто".
Абракадабра
Зрение - не единственный источник информации для нашего мозга. Каждую секунду на мозг обрушивается огромный, нестройный поток изображений, звуков, запахов, вкусов и физических ощущений. Наше сознание должно постоянно обрабатывать всю эту какофонию и наделять ее определенным смыслом.
Мы видим именно то, что ожидаем увидеть
Чтобы упростить эту нелегкую работу, мозг обычно создает как бы стоп-кадр какого-то из ощущений и не возвращается к нему, если что-то новое не привлечет наше внимание. Проще говоря, мы видим именно то, что ожидаем увидеть. Это очень на руку фокуснику.
Ученые разработали тысячи забавных и удивительных способов показать, как часть люди не видят и не слышат того, что происходит у них прямо под носом.
Ученые из Гарварда Дэниел Симонс и Кристофер Чабис изучают так называемую "слепоту невнимательности". В ходе одного из экспериментов они показали добровольцам запись баскетбольного матча. Аудиторию просят сосчитать количество пасов одной из команд. Большинство бывает настолько поглощено этими подсчетами, что не замечает, как перед спортивной площадкой проходит женщина с зонтом.
Здесь и сейчас
Как рассказывает доктор Нилли Лэйви из Университетского колледжа Лондона, именно этой особенностью нашей психологии пользуются фокусники, делающие действо драматичным, а свою речь - напыщенной.
"Они занимают ваше внимание всем этим действом, однако это совершенно не важно для того, что они собственно делают. Вы не замечаете обмана", - говорит она.
Однако, казалось бы, люди идут на подобные представления, ожидая подвоха, и уделяют особое внимание мелочам. Но такое повышенное внимание тоже может оказаться на пользу артисту оригинального жанра.
Современный фокусники стараются найти новые грани древнего искусства
Доктор Лэйви попросила несколько тысяч посетителей Музея науки в Лондоне помочь ей с ее экспериментом. Людей попросили следить за быстро сменяющими друг друга сочетаниями букв и отмечать, появлялась ли в них буква "X" или буква "N". Им также сказали, что время от времени будут появляться небольшие кружки. Но эти кружки мало кто заметил, потому что люди были полностью сконцентрированы на буквах.
Доктор Лэйви проводит параллель в представлением фокусника: "Если вы ожидаете, что что-то произойдет, то вы все равно не видите уловки, потому что следите не за тем".
Кто кого перехитрит?
Чтобы испытать эту теорию на прочность, профессор университета Дюрема психолог Густав Кун решил использовать специальное устройство, отмечающее, куда направлен взгляд зрителей на представлениях фокусников.
В одном из фокусов сигарета исчезала просто потому, что фокусник уронил ее на пол. Большинство зрителей этого не заметило.
"Не важно, куда вы смотрите, - говорит Кун. - Главное - это за чем вы следите. Люди могут смотреть прямо на сигарету и не видеть, что она упала".
Но что же заставляет людей снова и снова позволять фокусникам играть их восприятием и платить кому-то, кто вас перехитрит?
Профессор Уайзман говорит, что тут действует своеобразный "общественный договор": "Я показываю вам фокус. Вы спрашиваете, как я это сделал. Я вам этого не говорю. Возникает конфликт".