Кино-2017: «Вы к акуле Каракуле не хотите ли попасть прямо в па-асть?»
В прокате – «Синяя бездна», подводный хоррор про девушек в клетке и акул на свободе.
Сестрицы Кейт (Клэр Холт) и Лиза (Мэнди Мур) приехали в Мексику за весельем, а столкнулись в итоге с чем-то прямо противоположным. А все Кейт виновата – младшая и наиболее активная из сестричек, вечно подначивающая тихоню Лизу на разные глупости и экстремальщину. Дело в том, что последнюю давеча бросил хахаль, сославшись на ейное занудство и скучный характер. Вот для Кейт и открылся замечательный способ уломать сеструху на все что угодно с помощью волшебных слов: «Твой бывший не поверил бы, что ты на такое способна! Какая ты после этого будешь зануда? Тотчас ведь станешь первейшей в округе оторвой!». После чего Лиза и пускается вслед за лукавой Катькой во все тяжкие.
Однако последняя придумка Кейт как раз и обернулась чертовщиной и ужастью. Барышни дерзнули выплыть на лодке в море в сопровождении матерых мексиканских дайверов, дабы те опустили их в клетке на несколько метров – полюбоваться на акул. И покуда дамочки болтаются в море-окияне вблизи самой его поверхности, плотоядные рыбки их даже не больно замечают. Но когда трос порвется – и клетка с телками падет на дно (а это 47 метров!), тут уж Кейт и Лизе придется натерпеться. И акулы на них начнут недвусмысленно облизываться, и кислород из баллонов будет тратиться немилосердно, и кессонная болезнь не дозволит рваться наверх, а вынудит девчонок ждать помощи свыше. Притом что те, кто там, наверху, чего-то к ним и не торопятся…
Две сестрицы «топором» плыли поздно вечерком.
После удачного (в том числе и финансово) прошлогоднего фильма «Отмель», в котором блондинка полтора часа дралась с акулой, в кинематографическом мире не могли не обнаружиться другие деятели с возгласами: «А мы тоже так хотим!». В смысле – снять киношку за мильон, а огрести сотню таковых. Акулы при аналогичных сверхзадачах – идеальный материал. И только одно уберегает нас от сотен акульих хорроров – чрезвычайная ограниченность такого материала.
Решительно все, что снято про акул со времен спилберговских «Челюстей» (1975), не может не напоминать об этом наилучшем фильме знатного Стивена Арнольдыча. И, конечно, никто по сей день не превзошел «Челюсти» на ихнем поле – финансово в том числе.
Актрисы в фильме милые, но совершенно не запоминающиеся. И Мур, и Холт – и рядом не Лайвли из «Отмели».
Выходила, правда, в начале нулевых душераздирающая картина «Открытое море», но акулы там были персонажами третьестепенными – и фильм пробирал далеко не за счет щерящихся хищниц. Ужасала прежде всего сама ситуация, воспроизведенная авторами с дотошной документальностью: двух дайверов забыли посреди океана, те вынырнули – и давай отчаиваться, ну а чего еще делать? Зрителей эта лента буквально изматывала, но и вполне древнегреческий катарсис накрывал так, что мало никому не было.
«Синяя бездна», несомненно, инспирирована «Открытым морем» в той же степени, что и «Челюстями». Здесь две дайверши оказываются оторванными от мира не на поверхности, а на дне океана, где и протекает (сорри за невольный каламбур) львиная доля фильма. Но ни жесткой психологичностью «Открытого моря», ни эпическим дайвом «Челюстей», ни стильным саспенсом «Отмели» «Синяя бездна» похвастаться не может. Вот если б всех помянутых картин в природе не было, тогда – иное дело: «Бездна» тотчас бы в хиты выбилась. В действительности же прокатная ее судьба заставляет желать много лучшего – и это вполне заслуженно.
В фильме ничего не раздражает, но это закономерно – подводные съемки умиротворяют сами по себе.
То бишь фильм, конечно, по-своему хороший – не барахло какое-нибудь. Да только мало того, что «Бездна» чрезвычайно вторична, она еще и достаточно скучна. Положим, «Открытое море» тоже скучновато, но там это с лихвой искупалось изрядным жизнеподобием и мощнейшим, сваливающим зрителя с ног финалом. В связи с «Синей бездной» говорить о каком-либо искуплении не приходится – скорее об элементарном купании. Ну хоть не красного коня, а красных девушек, – и на том мерси.
«Синяя бездна» (47 Meters Down) (16+). Режиссер: Йоханнес Робертс. Великобритания, 2017