Кино-2015: Том Хэнкс в парке советского периода
В прокате – новинка от великого популиста Спилберга «Шпионский мост», триллер о холодной войне, в котором история безжалостно коверкается, но два с лишним часа все равно пролетают на едином дыхании.
1957 год, США. ФБР разоблачает советского шпиона Рудольфа Абеля, которому, как надеется гуманистическое американское общество, светит незамедлительный электрический стул. Но Штаты никогда не упускали возможности громко продекларировать о том, что человеческие права блюдутся у них, как нигде в мире. Вот и Абелю предоставляют внешне полноценные услуги адвоката, да не абы какого, а весьма престижного, даже сравнительно известного. Имя ему – Джеймс Донован (Том Хэнкс), и власть имущим очень скоро придется пожалеть, что они доверили это дело такому буквоеду.
Донован взялся защищать Абеля взаправду: добился для шпиона 30-летнего заключения взамен смертного приговора, а потом еще и подал апелляцию, желая скостить клиенту срок. Усердие Донована в этом направлении будет оценено лишь спустя несколько лет, когда в СССР собьют летчика Пауэрса. Договариваться с КГБ насчет обмена их разведчика на нашего отправят именно Донована. Дипломатическая дискуссия развернется в застуженном Восточном Берлине – эти проклятые Советы вечно стремятся оставить за собой изначальное преимущество.
Адвокат Донован – лучшая роль Хэнкса со времен «Игр джентльменов»
Тридцать первый полный метр Спилберга – вещица изящная и забирающая, как почти все у этого автора. Типичные спилберговские недостатки также присущи «Мосту» в полной мере. Это поверхностный, упрощенный, утрированный, суперпопулистский фильм. От экрана, однако ж, не оторваться: Спилберг – из тех хватких профи, которые раньше всего овладевают искусством затушевывать свои минусы и выпячивать плюсы.
История, рассказываемая «Шпионским мостом, общеизвестна. Уже это обстоятельство требовало от режиссера приложить все усилия, чтобы в кои-то веки выдать исторически точный худфильм о всамделишном прошлом. Вместо этого большой мастер предпочел пойти проверенным путем подтасовок и умолчаний. Иного, впрочем, и нельзя было ждать. Ведь Спилберг, разумеется, не Иствуд, он другой. Последний своим «Снайпером» не побоялся вызвать на себя волну огненного возмущения со стороны штатовских ура-патриотов. Зачуханному очкарику Спилбергу подобная отвага никогда не была свойственна. Сентиментальность – это про него, да; а смелость – про кого другого.
Точно таким же, как здесь, Абеля легко могли бы показать и в советском фильме
При этом прорусские и даже просоветские симпатии авторов в первой половине «Моста шпионов» достигают доселе неслыханных в Голливуде кондиций. Это, конечно, иллюзия, сокрушительно опровергаемая второй половиной фильма. Рудольф Абель, как бы то ни было, до самого финала остается самым приятным здесь персонажем. Ну то есть после Тома Хэнкса – уж этого-то элегантного толстячка превзойти на данном поле невозможно. Отдельное мерси славному Тому, что его приятность в данной роли ни разу не перетекает в приторность. Значит, может и не слащавить, когда хочет, – вот всегда бы так.
А все-таки наш «Мертвый сезон» Спилберг не переплюнул – куда ему!
Но как только обаятельный Абель отходит на второй план, а Хэнкс отправляется на территорию победившего социализма, начинается лютая пропаганда в лучших традициях голливудской клюквы времен холодной войны. Из лучшего города Земли Нью-Йорка наш «адвокат дьявола» попадает в какой-то параноидальный кафкианский ад, где всем заправляют бюрократы, тупицы, лгуны, прохиндеи, хамы, садисты и иезуиты. Как только ни издевается вся эта соцсволочь над образцовым представителем капстраны Донованом!
Однако погодите сморкаться в звездно-полосатый платочек, мальчики и девочки, – на экране ведь Хэнкс, а снимает его Спилберг. А что это значит? Это значит, что сколько бы раз у Хэнкса ни отбирали пальто на студеном ветру и ни сажали в обезьянник, попирая его святую веру в закон и порядок, в конце фильма Том все одно всех их победит и презрит. И бог с ними, с историческими неточностями. В таких случаях всяк ведь на себя одеяло тянет. А то, что во всех прочих странах спилбергов как-то негусто, – это уж, как говорится, не голливудская печаль.
«Шпионский мост» (Bridge of Spies) (16+). Режиссер: Стивен Спилберг. США, Индия, Германия, 2015