Кино-2015: Спасение рядового марсианина
В прокате – «Марсианин», космический блокбастер Ридли Скотта, не уступающий «Аполлону-13» и «Гравитации».
На Марс прилетела американская экспедиция, но вляпалась в ЧП: налетел песчаный вихрь – и астронавты спешно стартовали назад. Но одного члена экипажа – ботаника Марка Уотни (Мэтт Деймон) – коллеги преступно забыли, словно бы малыша Маколея в комедии «Один дома». Он-де, конечно, погиб в той буре и так далее. Словом, команда упорхнула хоть и огорченная, но с чистой совестью.
А Марк тем временем благополучно пережил бурю и обосновался в оставленном модуле. Он уже понимает, что куковать ему здесь предстоит теперь долго-предолго. Хотя в модуле можно жить не больше месяца, а съестных запасов там и вовсе с гулькин нос. Но астронавт-ботаник вспоминает читаного в детстве «Робинзона Крузо» и всерьез принимается за колонизацию Красной планеты. Тот, кто дружит с растительным миром, не пропадет и на чужом небесном теле. Семена в кармане есть, грунт под ногами есть – чего же боле? Значит, все получится так, как пророчески пелось в Союзе: «И на Марсе будут яблони цвести!».
Один на Марсе – не воин, но колонист
«Марсианин» заведомо вызывал один только скепсис. Мол, и куда этот старикашка Ридли Скотт опять полез со своим дискредитированным рылом? Он же буквально только что религиозную белиберду «Исход» снял – таких ли режиссеров мы ждем в космосе? И потом – что это за сюжет и что это за актер? Очередное спасение рядового Деймона? Увольте, оставьте, прочь, прочь…
Так, кажется, подумали очень многие, но, к счастью, они ошиблись. «Марсианин» – может, и скромная, но все-таки бомба, прирожденный хит. Не хуже «Гравитации» и гораздо лучше скоттовского же «Прометея». А уж о прежних фильмах про ближайшего родственника Земли – от «Миссии на Марс» до «Призраков Марса» – здесь и поминать ни к чему. Именно после «Марсианина» становится понятно, что вплоть до текущего года тема Красной планеты в мировом кинематографе фактически не была раскрыта.
Только в таких бутсах и надлежит делать еще один «огромный шаг для всего человечества»
Вероятно, нельзя не вспомнить (пусть с дрожью и чертыханьем) и о прошлогоднем «Интерстелларе», но из него тут, слава богу, только парочка актеров: помимо заглавного Деймона, в космос еще раз отправили второстепенную Джессику Честейн. Но на этом все – ни малейшей нолановщины в «Марсианина» не просочилось. Никакой вам тут мистики, псевдонауки, дешевки, патетики, сусальности. Все четко, все по делу; два с гаком часа – на одном дыхании.
Наверное, действительно неплох повсеместно расхваленный литературный первоисточник – одноименный дебютный роман американца Энди Уира. Плюс к этому над сценарием корпел знатный профессионал Дрю Годдард, автор отменных лукавых хорроров «Монстро» и «Хижина в лесу».
Вот и в картине «Марсианин» всяческой лукавости – хоть отбавляй. Пронизывающий все повествование перманентный юморок вызывает устойчивую ассоциацию с «Армагеддоном», но кто сказал, что это плохо? В космосе желательно и даже необходимо шутить, иначе вы рискуете превратиться в того занудствующего резонера, который населяет сущие тонны научно-фантастической макулатуры. И потом все знают, что сюжет «Знайка на Луне» – заведомо провален. На чужой планете хочется видеть именно Незнайку – наивняка, непоседу, балагура, бузотера, рубаху-парня. Ботаники, как выяснилось, тоже годятся.
Солнце, песок, Мэтт Деймон – отныне миллионы именно так будут представлять себе Марс
И пусть нытики стонут, что это не фильм, а реклама НАСА, что «Интерстеллар» был зрелищнее (вот этому точно не верьте!) и что про русских эти американские сволочи опять «забыли» (ну конечно, именно в кавычках забыли, с подтекстом, с намеком: дескать, выкусите)… А по мне, все эти претензии полностью меркнут перед тем воодушевляющим, практически целебным эффектом, который производит этот фильм. Воодушевление искупает все, включая Деймона. И я уверен, что даже скептикам понятно: вероятность увидеть современную русскую ленту аналогичного уровня стремится не то что к нулю, а к отрицательной величине.
«Марсианин» (The Martian) (16+). Режиссер: Ридли Скотт. США, 2015