Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят
Регулярно посещают церковь лишь 14% — об этом свидетельствует опрос «Левада-центра».
Большинство россиян посещают религиозные службы раз в год и реже. Такие данные, полученные в результате опроса, приводит «Левада-центр». Причем более трети россиян вообще не ходят в церковь. При этом 77% россиян считают себя верующими.
Согласно ноябрьскому исследованию «Левада-центра», 68% россиян причисляют себя к православным. За 10 лет их количество в стране выросло на 12% (в 2002 году к православным себя относили 56% участников опроса). Второе место по численности верующих в России традиционно занимает ислам. К его приверженцам себя относят 7% жителей нашей страны. С начала века их стало почти вдвое больше (4% — в 2002 году). По 1% россиян принадлежит к западным христианским конфессиям — католицизму и протестантским деноминациям. И почти столько же представителей иудаизма. Неверующими себя считают 19% (32% — в 2002 году).
Несмотря на рост числа людей, которые причисляют себя к какой-либо религии, доля активно верующих остается незначительной. Раз в месяц и чаще посещают церковные службы лишь 14% респондентов. За последние годы религиозный энтузиазм даже поутих, поскольку в 2007 году таких было 20%. Большинство верующих предпочитает заходить в церковь один (16%) или несколько раз в год (17%). 13% прихожан бывают на службах раз в несколько лет. Никогда не посещают церковь 35% россиян.
Еще меньше людей принимают участие в церковных таинствах. Среди российских православных и католиков 62% никогда не ходят к причастию. Тем не менее за 10 лет их число сократилось на 14% (76% — в 2002-м). 22% причащаются раз в год и реже, а несколько раз в год и чаще — 14% российских христиан.
— 14% — это примерно число людей, которые действительно верят, а не относят себя к той или иной конфессии по принципу культурной принадлежности, не будучи при этом воцерковленными людьми. Понятие духовно-религиозной идентификации много шире, чем наличие устойчивых и определенных религиозных взглядов. Даже эту цифру можно считать завышенной. Тех, кто постоянно участвует в жизни своей религиозной общины, поддерживает регулярные контакты с другими верующими и сверяет свои действия с конфессиональными требованиями, у нас процентов пять-шесть, — указывает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.
Настоятель домового храма мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский согласен, что активно верующих людей в российском обществе немного, но считает это внутрицерковной проблемой.
— В начале 2000-х я написал статью, посвященную этим вопросам. По моим расчетам, людей, которые в той или иной мере участвуют в церковных таинствах, у нас порядка 17%. Можно только сожалеть, что цифра не растет, — сетует священнослужитель. — Но у нас нет измерительного инструмента, которым можно было бы оценить степень православия у человека. Поэтому если человек считает себя православным — эта самоидентификация играет важную роль. Это и те, кто хочет быть, кто готов сделать шаг к воцерковлению. Так что это проблема внутрицерковная. Она есть, эта проблема.
С тем, что российское общество лишь номинально можно назвать православным, согласен и лидер движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео).
— Эта проблема — следствие 70 лет коммунистического ига, когда власть боролась с церковью и верой, — указывает он. — И будущее России зависит от того, какое количество номинальных православных станет настоящими.
— Это нормальная ситуация для секулярного общества начала XXI века. Очень большой процент тех, кто называет себя православными, мусульманами и так далее, делают это по причине культурной, этнической, языковой идентификации. При этом в религиозной жизни они не нуждаются. Тех, кто активно участвует в деятельности религиозных общин, немного не только в России, но и в других развитых странах, — парирует религиовед Константин Михайлов из Центра изучения религий РГГУ.