Под угрозой - любимый вид досуга геймеров США, предпочитающих жестокие игры
Президент США Барак Обама попросил Конгресс выделить 10 млн. долларов на исследования, цель которых - доказать или опровергнуть наличие зависимости между насилием в компьютерных играх и в реальной жизни. Если окажется, что такая зависимость есть, в США могут запретить продавать стрелялки и разного рода экшены.
Американские власти считают, что пришло время окончательно разобраться, могут ли жестокие компьютерные игры негативно влиять на психологию подростков и их родителей. Денег на эти цели не жалеют: в последнее время в США участились расстрелы детей и преподавателей в школах и университетах. Если американские ученые вдруг установят, что агрессивные игры действительно вредны для психики, их могут запретить к продаже. По крайней мере, в Соединенных Штатах. Если этот запрет появится США, их опыту могут последовать и в других государствах мира.
Заказанные правительством исследования будут проводить специалисты Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) Министерства здравоохранения США. Обама считает, что необходимость в этих исследованиях назрела давно, но было непонятно, как их проводить.
Политические интересы требуют от науки разобраться в этом вопросе. Общественное обсуждение подобных инициатив началось сразу после стрельбы в школе Сэнди Хук городка Ньютон в штате Коннектикут, где подросток при помощи огнестрельного оружия расстрелял многих одноклассников и персонал школы. Официальная же американская статистика утверждает, что в стране каждый год от огнестрельного оружия погибает порядка 30 тыс. местных жителей. И далеко не все вспышки насилия имели цель защитить жизнь стрелявшего. Но еще в 90-х гг., когда у власти в стране были республиканцы, а в обществе царили консервативные настроения, Конгресс запретил федеральным агентствам, в том числе и CDC, заниматься исследованиями причин возникновения насилия с применением оружия. Теперь у власти демократы, и они полагают, что устоявшиеся принципы необходимо пересмотреть.
В США уже давно существует конфликт между Национальной стрелковой ассоциацией и производителями фильмов и видеоигр. Люди из ассоциации полагают, что сцены насилия провоцируют геймеров и зрителей на аналогичное поведение в реальной жизни. Производители же контента утверждают, что не стоит винить их в том, чего на самом деле нет, и считают, что истинная причина запредельного насилия в США - доступность оружия. На каждых 100 американцев в свободном обращении находится 90 единиц огнестрельного оружия.
ESA, Ассоциация производителей развлекательного программного обеспечения, даже выпустила специальное обращение для прессы, в котором подчеркивает, что «подобные развлечения популярны у всех культур и народов, но высокий уровень вооруженного насилия характерен только для США». Якобы статистика подтверждает, что популярность тех или иных игр со сценами насилия не коррелирует с уровнем реальной преступности в разных странах.
Республиканские политики уже осудили новые инциативы Обамы. По их мнению, президент Соединенных Штатов хочет лишить местных жителей свободного доступа к информации и развлечения любого рода, а это является нарушением Конституции.
Тем временем, компьютерные игры со сценами насилия уже не продают в Норвегии. Запрет ввели сразу после того, как задержали террориста Брейвика, убившего 77 человек.
В феврале 2011 года американские психологи из штата Миссисипи опубликовали данные годичного исследования, в котором заявили, что компьютерные игры могут не только вредить воспитанию детей и подростков, но и приносить им пользу. Мол, подростки выливают свою агрессию в виртуальной реальности и становятся гораздо спокойнее и толерантнее в обычной жизни. Работники Института социологических и психологических исследований штата Миссисипи признают, что за последние годы в США резко вырос уровень насилия среди подростков, но они не склонны связывать его с пагубным влиянием компьютерных игр. К такому выводу ученые пришли после обследования двухсот детей от 11 до 16 лет.
В 2010 году Американская Психологическая Ассоциация опубликовала данные собственного исследования по этому поводу. Эксперты пришли к выводу, что вред от компьютерных игр «сильно преувеличен». Если отбросить внимание медиа к этой проблеме, то окажется, что ее на самом деле нет: убедительных доказательств связи между насилием в реальном и виртуальном мирах не существует. Эксперт Кристофер Фергюсон провел аналогию с античностью: тогдашний философ Платон утверждал, что на молодежь пагубное влияние оказывает поэзия.
Эксперты признают, что игры могут спровоцировать насилие у людей, имеющих психопатические наклонности.
С другой стороны, эксперты признают, что игры могут спровоцировать насилие у людей, имеющих психопатические наклонности. Если говорить проще, то человек с неустойчивой психикой действительно (правда, в исключительно редких случаях) может взяться за оружие, вдохновленный каким-нибудь Call of Duty.
Есть, однако, и другое мнение. Журнал экспериментальной социальной психологии утверждает, что дети, играющие в жестокие игры на протяжении 20 минут в день, становятся намного агрессивнее тех сверстников, которые либо не играют вообще, либо предпочитают игры без сцен насилия. Для того чтобы стать злее, подросткам, по данным исследования, хватает всего трех дней. Но релевантными полученные данные назвать нельзя: изучалось поведение только 70 добровольцев, и лишь на протяжении трех дней. Отрасль явно нуждается в более фундаментальных исследованиях.
Кстати, представители игровой индустрии США уже заявили, что приветствуют решение Обамы: им самим интересно наверняка узнать, как влияют на подростков компьютерные игры, которые они производят. С другой стороны, экономический ущерб компании уже понесли. По данным The Wall Street Journal, сразу после объявления планов Обамы акции Activision Blizzard потеряли в цене 1,3%, Electronic Arts - 0,07%, Take-Two Interactive - 1,28%